ГлавнаяСбор Сушка   Поиск
     
     
Лекарственные растения на букву А Лекарственные растения на букву Б Лекарственные растения на букву В
Лекарственные растения на букву Г Лекарственные растения на букву Д Лекарственные растения на букву Е
Лекарственные растения на букву Ж Лекарственные растения на букву З Лекарственные растения на букву И
Лекарственные растения на букву К Лекарственные растения на букву Л Лекарственные растения на букву М
Лекарственные растения на букву Н Лекарственные растения на букву О Лекарственные растения на букву П
Лекарственные растения на букву Р Лекарственные растения на букву С Лекарственные растения на букву Т
Лекарственные растения на букву У Лекарственные растения на букву Ф Лекарственные растения на букву Х
Лекарственные растения на букву Ц Лекарственные растения на букву Ч Лекарственные растения на букву Ш
Лекарственные растения на букву Щ Лекарственные растения на букву Э Лекарственные растения на букву Ю,Я
 

Деменция что это такое у детей


Органическая деменция у детей - причины, симптомы, диагностика и лечение

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Общие сведения

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Органическая деменция у детей

Причины органической деменции у детей

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

Патогенез

В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Классификация

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Симптомы органической деменции у детей

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Осложнения

Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

Диагностика

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

Лечение органической деменции у детей

Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

Прогноз и профилактика

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

www.krasotaimedicina.ru

симптомы и признаки, диагностика. Лечение детской деменции в Москве

Содержание↓[показать]

Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

Причины деменции у детей

Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

  • генетических заболеваний (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо). Симптомы врожденных патологий могут проявляться через несколько лет после рождения ребенка;
  • сосудистая деменция - нарушение работы сосудов головного мозга и шейного отдела, в результате чего нейроны не получают необходимые питательные вещества;
  • заболевания спинного мозга;
  • синдром приобретенного иммунодефицита.

Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

  • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
  • черепно-мозговая травма;
  • интоксикация лекарственными веществами.

Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

Симптомы деменции у детей

Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

  • нарушение мыслительной деятельности;
  • отсутствие критического мышления;
  • нарушения памяти;
  • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
  • снижение внимания и концентрации;
  • расстройства зрения и слуха;
  • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
  • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
  • неадекватное поведение в различных ситуациях;
  • утрата ранее приобретенных навыков;
  • затруднения в самообслуживании;
  • угасают коммуникативные навыки.

При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте. 

При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

Диагностика деменции у детей

Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

Лечение деменции

Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами - квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

Автор

Елена Михайловна Бунина

Врач-психотерапевт, врач высшей категории

Список литературы

  • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
  • Юсуповская больница
  • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
  • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

Наши специалисты

Врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти

Врач-невролог, кандидат медицинских наук

врач-невролог, кандидат медицинских наук

Врач-невролог

Врач-невролог

Врач - невролог, ведущий специалист отделения неврологии

Врач-невролог

Цены на диагностику деменции


*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.

Скачать прайс на услуги

Мы работаем круглосуточно


yusupovs.com

Слабоумие у детей: классификация, симптомы

Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

 

Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

psihiatria.narkologicheskaya-klinika.ru

причины, симптомы, виды, диагностика и лечение

Виды детской деменции

Резидуально-органическая (вторичная)

  1. Является следствием и остаточным проявлением различных поражений развивающегося головного мозга.
  2. Динамика патологических изменений будет зависеть от возраста, в котором ребенок перенес травму. Например, вследствие церебральных поражений в школьном возрасте. Наблюдается не только резкий контраст между теми знаниями, который ребенок приобрел до поражения ЦНС, но и его когнитивными возможностями в посттравматическом периоде.
  3. Процесс распада личности, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения опережают патологические изменения познавательных процессов – это связано с тем, что у детей и подростков не закреплены социальные нормы поведения.  Соответственно, чем раньше ребенок перенес заболевание, поразившее головной мозг, тем ярче буде клиническая картина резидуально-органической деменции.
  4. Наряду с нарушениями интеллектуальной деятельности повышаются инстинктивные влечения (сексуальность, прожорливость), поведение бесцельно и непоследовательно, отсутствует критичность к своему состоянию и, часто, инстинкт самосохранения.

Прогрессирующая деменция

Связана с некоторыми наследственными заболеваниями, которые могут проявиться не с рождения, а намного позже.

В  случаях генетически обусловленной деменции, симптомы прогрессируют по мере развития самого заболевания.

Болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Ретта, лейкодистрофии и другие наследственные заболевания вызывают нейропсихологический дефект прогрессирующего характера.

Болезнь Характеристика
Болезнь Ньюмана-Пика Вследствие нарушения обмена веществ, которое вызывается данным заболеванием, в организме человека, в том числе головном мозге, скапливается большое количество липидов, что приводит к интеллектуальным патологиям. Чаще всего болезнь проявляется в подростковом возрасте.
Болезнь Лафора Редкое генетическое заболевание, при котором головной мозг, а также внутренние органы, поражают микроскопические структуры, так называемые тельца Лафора, которые вызывают прогрессирующее слабоумие.

Продолжительность жизни при болезни Лафора – от двух до десяти лет.

Синдром Ретта Генетическое заболевание, поражающее центральную нервную систему в раннем возрасте.
  • Страдают синдромом Ретта преимущественно девочки;
  • Проявляется недуг примерно в 4-месячном возрасте в виде отставания в развитии двигательных навыков;
  • Позже, девочки с синдромом Ретта, имеют задержку как моторного, так и психического развития, другие сопровождающие симптомы, в том числе, проблемы с дыханием.

evrikak.ru

Деменция. Особенности течения деменции у детей.

Деменция у детей

При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

Виды деменции

У детей выделяют:

  1. резидуально-органическую деменцию,

  2. прогрессирующую деменцию,

Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

Симптомы деменции у детей

Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

Лечение заболевания

Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.

Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

Осложнения

Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

Сухарева Г. Е. выделяет две формы органической деменции у детей. Одна из них представляет собой следствие церебральных поражений, перенесенных в школьном возрасте. Основанием для диагноза деменции в таких случаях является явный контраст между наличием знаний, навыков, отражающих уровень развития, достигнутый ребенком до заболевания, и его познавательными возможностями, обнаруживаемыми во время обследования.

При знакомстве с такими больными обращают на себя внимание фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь с удовлетворительным запасом слов, владение рядом бытовых и школьных навыков, манера держать карандаш и ручку, техника чтения и письма и т. д., запас некоторых знаний, усвоенных в школе. Между тем психологическое обследование выявляет крайнюю пестроту ответов: наряду с преобладанием элементарных, предметно-конкретных суждений неожиданно можно услышать полноценные обобщения и даже элементы абстракции, отражающие уровень интеллектуального развития ребенка до заболевания. Но ущерб, нанесенный заболеванием, не только препятствует приобретению новых знаний, но и лишает больного возможности использовать приобретенные ранее сведения, которые у него еще имеются. Продуктивность мышления снижается и в связи с неустойчивостью, трудностью  концентрации внимания, ухудшением памяти, повышенной истощаемостью.

Интеллектуальное снижение почти всегда сочетается с выраженными аффективными расстройствами и снижением психической активности. При этом степень и темп деградации личности обычно опережают интеллектуальное снижение. С течением времени круг интересов все больше суживается, стимулы деятельности угасают. Сохраняется лишь стремление к удовлетворению элементарных потребностей, но иногда и оно ослабевает и остается только апатическое состояние.

Та инерция автоматизированных форм поведения и деятельности, которая у взрослых больных с деменцией, заменяя в известной мере целенаправленную деятельность, маскирует психическую деградацию, у детей и подростков еще не выработана и не закреплена. Поэтому не сформировавшаяся личность распадается быстрее.

Второй вариант деменции чаще наблюдается у детей, перенесших мозговое заболевание в дошкольном или еще более раннем возрасте. Центральное место в ней занимает резко выраженное психомоторное возбуждение. Сначала такие больные могут показаться возбудимыми, аффективно лабильными, но в действительности их эмоциональная жизнь очень скудна, они ни к кому не привязаны, не тоскуют по родным, безразлично относятся к окружающим, похвала и порицание не производят на них никакого впечатления. Элементарные же влечения повышены: наблюдаются прожорливость, сексуальность. Часто отмечается слабость инстинкта самосохранения — отсутствие страха перед чужими людьми, незнакомым местом, опасной для жизни ситуацией. Обращает на себя внимание крайняя нечистоплотность и неряшливость таких больных: нежелание умываться, опрятно есть, пользоваться уборной и т.п.

Интеллектуальная деятельность нарушена во всех элементах: восприятия расплывчаты, неопределенны и неточны; суждения поверхностны и случайны, в их построении ведущая роль принадлежит несущественным, побочным ассоциациям; ассоциациям; беспорядочная, нецеленаправленная деятельность интеллекта исключает возможность абстрактного мышления. Грубо расстроено внимание. Особенно ярко внутренняя дезорганизованность проявляется в играх, которые большей частью заключаются в бесцельной беготне, валянии по полу, бросании и разрушении вещей. Больные не могут участвовать в общих играх, так как не усваивают правил, не подчиняются регламенту.

Симптомы деменции у взрослых широко варьируют как от одного случая к другому, так и у одного и того же пациента в разные периоды и зависят от этиологии, течения, интенсивности расстройства и преморбидных черт личности. За исключением конечных состояний тяжелой глобальной деменции не приходится говорить о наличии «типичного» дементного больного.

Клиника во многом определяется топографией пораженных мозговых структур и, в частности, их отношением к доминантному полушарию. Преимущественное вовлечение лобных долей характеризуется нарушением абстрактного мышления, концентрации внимания, контроля влечений, а также определенными нарушениями моторики. При преимущественном поражении верхних отделов лобных долей доминируют апато-депрессивные проявления, при большей вовлеченности орбитальных отделов на первый план выступают импульсивность, расторможенность, психопатоподобное поведение. Поражения височных долей связаны с нарушениями памяти, аффективными расстройствами и изменениями личности. При поражении теменных долей наблюдаются агнозии, апраксии и парестезии.

Для постановки диагноза по МКБ-10 в клинике должен отмечаться ряд общих для всех деменций признаков: 1) снижение памяти, отчетливее всего проявляющееся при усвоении новой информации, а в особенно тяжелых случаях и при воспоминании ранее усвоенной, как вербальной, так и невербальной; 2) снижение других функций переработки информации, включая абстрактное мышление; 3) снижение должно объективно верифицироваться анамнестическими данными, а также, по возможности, данными нейропсихологического или экспериментально-психологического обследования; 4) снижение контроля над эмоциями, побуждениями или социальным поведением, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих признаков: а) эмоциональная лабильность, б) раздражительность, в) апатия, г) огрубление социального поведения.

Диагноз подтверждается, кроме того, такими признаками нарушения высших корковых функций, как афазия, агнозия и апраксия. Необходимой предпосылкой доказательства когнитивного дефицита является достаточно стабильное восприятие окружающего мира (т.е. отсутствие помрачений сознания). Для отграничения от сходных обратимых клинических картин иного генеза снижение когнитивных функций должно присутствовать не менее 6 месяцев.

 

infourok.ru

причины, симптомы, диагностика, лечение, профилактика

Представляет собой приобретенную форму слабоумия, характеризующуюся снижением познавательной деятельности, потерей приобретенных практических навыков и усвоенных знаний.

Причины

Специалисты связывают развитие детского слабоумия с воздействием на организм ребенка факторов, которые нарушают функционирование мозговых структур. Причинами развития патологии могут являться нейроинфекции. Органическая деменция может являться осложнением таких заболеваний, как менингит, энцефалит, церебральный арахноидит. Иногда снижение интеллектуальных способностей ребенка может возникать на фоне черепно-мозговых травм. Заболевание может являться следствием ушиба или открытых повреждений головного мозга.

ВИЧ-инфекция, характеризующаяся развитием клинических проявлений, способна поражать центральную нервную систему ребенка. Поражение головного мозга сопровождается развитием энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.

Токсическое поражение центральной нервной системы лекарственными средствами, тяжелыми металлами, писихоактивными веществами или алкоголем довольно часто является основной причиной развития у ребенка деменции.

Симптомы

Клинические проявления органического слабоумия у детей зависят от возраста ребенка. Церебральные поражения, которые перенесены в школьном возрасте, обусловлены развитием контраста между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальных познавательных возможностей. У таких детей отмечается фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная речь, достаточный словарный запас, а бытовые и школьные навыки нормально развиты. Во время общения с ребенком обращает внимание на себя доминирование конкретно-ситуационного мышления: такие дети детализировано описываю пережитые события, а их рассуждения ориентированы на практические действия и результаты.

Абстрактное мышление при такой патологии обнаруживается только в единичных случаях либо полностью отсутствует, такие дети не понимают переносное значение пословиц, поговорок, юмор, также у них затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но при этом их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления значительно снижена. Они обладают неустойчивым вниманием, быстро истощаемы, запоминание им дается с большим трудом. Выявляются аффективные и личностные нарушения. Такие дети эмоционально неустойчивы, у них отмечаются высокая эмоциональная лабильность. Исчезают нюансы эмоций, нарастает их обеднение и уплощение. Для тяжелой формы патологии характерно преобладание полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов и выраженным стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста клиническая картина органической деменции является более выраженной. Такие малыши эмоционально неустойчивый, у них реакции радости быстро сменяются гневом и плачем, практически у всех детей отмечается выраженное психомоторное возбуждение. Эмоциональная сфера крайне обеднена: у них не развивается чувства привязанности, не возникает тоски по матери, отсутствует реакция на похвалу или порицание. Отмечается усиление элементарного влечения, возникает прожорливость и сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен, внешне они выглядят неопрятными и неряшлевыми.

Отмечается тотальное нарушение познавательных функций. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образованных ассоциаций и повторения без осмысления. Усвоение правил и игровых ролей недоступно.

Диагностика

Для постановки диагноза органическая деменция у детей ребенку назначается комплексное обследование, основанное на использовании клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Диагностический алгоритм включает консультацию невролога, психиатра и психолога, проведении магниторезонансной и компьютерной томографии.

Лечение

Терапия детского органического слабоумия представляет собой длительный процесс, требующий системности и организованности не только от детей или родителей, но и врачей. Основное лечение направлено на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется средством применения фармакотерапии, основанной на назначении средств, улучшающих обмен веществ в мозговых нервных клетках и усиливающих мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов. Помимо медикаментозного лечения такие дети нуждаются в оказании психолого-педагогической помощи.

Профилактика

В связи с тем, что нарушения являются следствием другого заболевания профилактика органической деменции у детей,является достаточно сложной задачей и заключается в предупреждении развития травм и своевременном лечении заболеваний способных вызвать у ребенка развитие слабоумия.

www.obozrevatel.com

Что такое органическая деменция у детей и каковы ее симптомы?  

Не всегда деменция у детей симптомы имеет ярко выраженные. В некоторых случаях она может маскироваться под депрессивные состояния, и только врач-психиатр может поставить диагноз.

Термином деменция обозначается приобретенное слабоумие, то есть вследствие внутренних или внешних воздействий возникшая патология головного мозга. Из-за такого явления способность приобретать бытовые навыки человеком теряется, ухудшается память, уже имеющиеся знания также забываются. Интерес к познанию окружающего мира и развитию пропадает.

Деменцию можно приобрести в любом возрасте, но более характерно ее возникновение у людей, перешагнувших определенный возрастной рубеж, то есть во время старения. Деменция у детей также встречается.

На причину ее возникновения оказывают влияние многие факторы. К ним относятся серьезные травмы черепа, следствием которых является повреждение мозгового вещества, вирусные заболевания, осложнениями которых бывают энцефалиты и менингиты различных видов. В этом случае необратимые мозговые изменения происходят практически мгновенно. Деменция формируется под воздействием болезней, касающихся сосудов головного мозга, возникает при наличии эпилепсии и шизофрении. Есть еще факторы, увеличивающие риск развития деменции. К ним относятся опухоли головного мозга и системные заболевания, связанные с нарушением обменных процессов.

Деменция у детей симптомы имеет следующие. Ребенок теряет уже имеющиеся навыки, забывает отдельные слова, а затем и способность общаться и выражать свои мысли и потребности. Он перестает выполнять элементарные действия, обслуживать себя в быту. Забываются отношения с близкими людьми, он перестает испытывать к ним чувство привязанности, в отдельных случаях перестает узнавать.

Ребенок перестает испытывать чувство страха, у него притупляется инстинкт самосохранения. Действия его становятся неадекватными относительно развивающейся ситуации, в большинстве случаев импульсивные. Он может забыть собственное имя, мыслительная целенаправленная деятельность у него теряется, память пропадает. Он не может сконцентрировать внимание, у него пропадает интерес к игровым занятиям. В некоторых случаях взрослые замечают, что у ребенка проявляются извращенные влечения, основанные на инстинктах.

Подозревать о том, что начинается деменция, можно по длительному состоянию депрессии. У маленьких детей ее диагностировать трудно, но это нехарактерное состояние для детей школьного и младшего школьного возраста должно наталкивать взрослых на мысль, что с ребенком происходят какие-то патологические изменения. Однако депрессию явным симптомом деменции назвать трудно, хотя на ранних этапах болезни она часто появляется.

Во время развития болезни умственные возможности быстро спадают, но депрессии уже встречаются в крайне редких случаях.

Если деменция детей развивается в школьном возрасте, когда ребенок был уже подготовлен к частичному уходу за собой и умению справляться с бытовыми потребностями, то сразу можно заметить, насколько быстро заболевание прогрессирует. Степень деградации сразу же опережает снижение развития в интеллектуальной сфере. Игры и занятия, к которым раньше тяготел ребенок, перестают быть ему интересны, деятельность однообразной и соответствующей стереотипам. Угасание визуально можно фиксировать ежедневно, круг интересов становится все уже, стимулы что-то делать для него придумывать становится трудно, а затем и невозможно. Больной выполняет только те действия, которые нужны для удовлетворения элементарных потребностей. В конечном итоге он перестает справляться даже с этим.

Олигофрения у детей и деменция настолько связаны, особенно в младшем возрасте, что в некоторых случаях недостаточно квалифицированные медицинские работники путают олигофрению и деменцию. Однако у этих заболеваний имеются существенные различия. Во время олигофрении, которая тоже может появляться в результате инфекционных заболеваний или травм различной степени тяжести, у ребенка сразу же появляется эмоциональное и психическое недоразвитие. Деменция же возникает у детей после 2 или 3-летнего возраста, и именно тогда происходит нарушение интеллекта, который до этого частично сформировался. Патология данного типа называется органическая деменция у детей.

Можно выделить 2 формы деменции в зависимости от факторов, спровоцировавших ее появление.

Резидуально-органическая появляется при отравлениях, которые оказали влияние на центральную нервную систему, во время черепно-мозговых травм, как реакция на некоторые виды лекарственных препаратов, при менингококковой инфекции.

Самостоятельным заболеванием считается прогрессирующая детская деменция. Ее появление связывают с наследственным фактором, передающимися через генный фактор дегенеративные пороки, и заболеваниями, касающимися центральной нервной системы. Ее диагностируют во время болезней, поражающих структуру сосудов головного мозга.

При подозрениях на изменение в умственной деятельности или психоэмоциональной и поведенческой сфере родители должны обращаться к врачу-психиатру, и только он сможет определить, это что такое? Деменция у детей лечится не всегда, данный процесс трудоемкий, требует больших временных и эмоциональных затрат от родителей. Прогресс, а уж тем более полное излечение достигается в редких случаях. Нужно настроиться, что за больным потребуется постоянный персональный уход.

Во время лечения учитывается причина возникновения болезни и картина ее течения. Врач назначает медикаментозные средства, которые улучшают проводимость между клетками мозга, усиливают кровоток в нем и улучшают обмен веществ: пироцетам, луцетам, ноотропил.

Выписывают больным тонизирующие препараты, в том числе и растительного происхождения, к которым относится лимонник, элеутрококк, женьшень; и психостимулирующие средства.

С больными, страдающими резидуально-органической деменцией, постоянно проводятся специальные занятия с психологом, при работе с детьми школьного возраста собеседования проводит психолог, имеющий специфическое педагогическое образование.

Адекватную оценку психологического статуса ребенка при отклонениях в психическом состоянии и значительном нарушении уровня сознания дать очень трудно. Иногда подобное состояние не дает установить правильный диагноз даже опытному специалисту и ему придется наблюдать течение заболевания в динамике.

Во время обследования пациента и его освидетельствования обязательно должны учитываться все возможные причины возникновения деменции.

Не всегда симптоматика может быть основанием для установки окончательного диагноза — деменция. У детей течение заболевания во многом зависит от возрастного фактора и это учитывается при определении терапевтических мер.

veselajashkola.ru

Органическая деменция у детей: симптомы 

Деменция – это острое психическое нарушение, которое возникает при различных нарушениях головного мозга. Это своего рода распад уже сложившего интеллекта. Дети с такими симптомами, требуют к себе особого внимания.

Деменция или слабоумие – стойкое недоразвитие интеллекта или его прогрессирующий распад. Эта болезнь имеет две особенности: недоразвитие психики выражено нарушениями мышления и психической деятельности ребенка (врожденное слабоумие) либо из-за психического недоразвития страдают функции мышления (органическая деменция) .

Слабоумие может развиваться если произошло повреждение головного мозга – это травмы, воспаления, инфекционные заболевания головного мозга, токсические воздействия и другое. Существует органическая и прогрессирующая деменции.

Общий признак деменции — когда психические нарушения выражены неравномерно в той или иной степени, т. е. неравномерно снижаются одни познавательные функции при сохранности других.

Если в процессе жизни и деятельности у человека заметно затруднены некоторые функции — восприятие, память, трудно говорить, мыслить, считать и прочее, можно говорить о приобретенном слабоумии или органической деменции.

Возникшие нарушения в головном мозге приводят к тому, что человек теряет те знания, умения, навыки, которыми обладал. Часто это случается с пожилыми людьми, и это привыкли называть «старческим маразмом». Но бывает, хотя и редко, слабоумие у детей. Почему дети страдают от деменции, и каковы ее симптомы?

Когда интеллект имеет врожденное недоразвитие, говорят об олигофрении. Когда стойкий недостаток интеллекта возникает у детей в 2 – 3 года и старше в результате перенесенных травм либо инфекций, в медицине говорят об «органической деменции».

Признаки и симптомы деменции

Деменция у детей бывает двух видов: органическая и прогрессирующая.

Подразделяется она в зависимости от того, какой характер носят патогенетические механизмы. Как было сказано ранее, органическая деменция является следствием травм головного мозга или последствием менингита. Прогрессирующая деменция – это абсолютно самостоятельное заболевание. Оно является наследственным. Это заболевание центральной нервной системы ребенка, а также сосудов головного мозга.

Часто то, что врачи принимают за деменцию, на самом деле может явиться шизофренией, олигофренией или другим психическим заболеванием. У детей с такими заболеваниями деменция часто проявляется только в ухудшении умственных способностей, а особенно памяти.

Симптомы деменции у детей могут проявиться в очень раннем возрасте. Причин же, кроме перечисленных выше, может быть еще несколько. Деменция может развиться при болезни Альцгеймера. Также она может быть следствием патологии сосудов мозга. Раковые заболевания также могут спровоцировать деменцию.

При диагностике деменции важно определить стадию заболевания, чтобы потом правильно назначить лечение. С ребенком проводят различные тесты. Кроме этого применяются и лабораторные исследования.

Не следует путать олигофрению и органическую деменцию. Существует ряд особенностей, которые характеризуют органическую деменцию.

— мыслительная деятельность не имеет направленности, отсутствует критика;

— значительно нарушена память, ребенок становится невнимательным, в некоторых случаях нарушены гностические функции (например, расстройства зрения и слуха, кожные расстройства) ;

— при сниженном интеллекте значительно выражены нарушения эмоционального характера, выражена тревожность, частая смена настроения, отмечается депрессивное состояние, ребенок равнодушен, привязанность к близким ослабевает;

— часто имеют место отклонения инстинктивного характера: импульсивность действий, ослабление инстинкта самосохранения, страха;

— несоответствия между степенью снижения интеллекта и деятельностью;

— неадекватность поведения в различных ситуациях;

— ранее приобретенные навыки утрачены или ослаблены, ребенок не в состоянии сам себя обслуживать;

— нарушена речь, обеднен запас слов;

— у ребенка в школьном возрасте умственные способности снижаются, ему трудно что-либо осмысливать, общение дается с трудом.

Особенно надо выделить такое повреждение в развитии, как психическая травма. Как правило, на психическую травму мало обращают внимания и, тем не менее, психологам приходится работать с этим. Любое изменение окружающей среды для маленького ребенка чревато последствиями. Это может быть, когда ребенка отделяют от родителей, когда ребенок попадает в больницу или другое изменение окружения, которое может вызвать стресс.

Рекомендации по работе с детьми страдающими деменцией

Органическая деменция у детей лечится не быстро. Этот процесс очень длительный и требует большого терпения. Очень важно проводить занятия с детьми, страдающими органической деменцией. В этом поможет педагог-психолог, но обязателен контроль врача психиатра. Добиться стойкого улучшения крайне сложно, да и не всегда возможно. Такие дети нуждаются в постоянном уходе и внимании.

При выборе методы лечения деменции необходимо учитывать происхождение болезни. Таким образом, сначала нужно провести тщательную диагностику и только потом назначать лечение.

Терапевтическим лечением органической деменции занимаются врачи-психологи. Курс лечения длительный. В обязательном порядке назначат препараты, позволяющие улучшить кровоток головного мозга и обмен веществ в нем. При лечении органической деменции у детей необходимы ноотропные препараты (ноотропил, пирацетам, нооцетам, луцетам, церебролизин) , позволяющие улучшить умственные способности ребенка и его память. Большое значение при лечении органической деменции имеют собеседования с педагогом-психологом.

Чревата деменция и осложнениями. Часто у детей с деменцией наблюдается депрессия. Она обычно проявляется на ранних стадиях заболевания. Если болезнь начинает прогрессировать, то ухудшаются умственные способности ребенка, а депрессия отходит на второй план.

Лекарства, назначаемые детям с таким заболеванием, относятся к группе психостимуляторов. Но в комплексной терапии назначают и средства растительного происхождения, такие как женьшень, лимонник, элеутерококк и другие. Все эти средства оказывают воздействие на центральную нервную систему ребенка. Они призваны повысить его выносливость.

В домашних условиях лечить деменцию категорически не рекомендуется. Лечение должно быть комплексным и часто направленным на устранение того заболевания, которое явилось причиной деменции.

Необходимо больше гулять с ребенком, почаще выезжать на активный отдых, заниматься с чадом, развивая тем самым его способности, быть с ним терпеливым, ну и, конечно, любить его, ведь это залог успеха любого лечения.

Какой бы тип деменции ни был обнаружен у ребенка, органический или прогрессирующий, к ребенку нужно относиться с особым вниманием и пониманием. Важно своевременно предпринять меры для борьбы с этим недугом.

veselajashkola.ru

что это такое, формы психического расстройства, причины слабоумия у детей и взрослых, симптомы, диагностика и лечение болезни

Головной мозг – самая большая загадка человеческого тела. Порой он преподносит сюрпризы, так или иначе меняющие нашу жизнь. Органическая деменция – одна из тех причуд нашего мозга, которая накладывает отпечаток на мышление и поведение человека без права вернуться в нормальное состояние.

Общее понятие  

Деменция является слабоумием, приобретенным в процессе жизни в результате органического поражения мозга, травм и инфекций. В отличие от врожденного слабоумия, характеризующегося недостаточным развитием психики, деменция сопровождается ее распадом. В мире от этого заболевания страдает около 50 млн людей. Следует отметить, что слабоумие становится бременем не только для самого больного, но и для членов его семьи.

В настоящее время известно более 200 заболеваний, способных спровоцировать развитие синдрома деменции. Первое место принадлежит болезни Альцгеймера, которой страдают 60% больных. На втором месте – сосудистые патологии в результате гипертонии, атеросклероза. К другим факторам, провоцирующим болезнь, относят:

  • новообразования ГМ;
  • черепно-мозговые травмы;
  • болезни Пика, Паркинсона, Хантингтона;
  • гормональные нарушения — болезнь Кушинга, дисфункции щитовидной железы;
  • недостаточность печени, почек;
  • аутоиммунные заболевания, системные васкулиты;
  • рассеянный склероз;
  • недостаток витаминов группы В;
  • инфекции — ВИЧ, нейросифилис, менингит, энцефалит, болезнь Крейтцфельдта–Якоба.

Деменция наступает вследствие поражения различных структур мозга: коры, подкорковых структур либо множественных очаговых поражений в разных частях мозговой ткани. Кроме этого, существуют и сочетанные формы, объединяющие в себе несколько видов заболевания.

Как правило, приобретенное слабоумие – это болезнь старческого возраста. Но в отдельных случаях она поражает и молодых людей. Этому способствует злоупотребление спиртными напитками и наркотическими средствами, травмы головного мозга, опухоли и инфекции.

Среди знаменитых людей тоже встречаются те, кто стал заложником этого заболевания. Жизнь актера Робина Уильямса оборвалась по причине слабоумия, виноваты в котором тельца Леви. Заболевание не было диагностировано при жизни актера, а обнаружилось только после вскрытия.

Маргарет Тэтчер, самый великий премьер-министр Великобритании, страдала деменцией. По словам ее дочери, это были чудовищные дни для ее матери, психика которой подвергалась разрушительным изменениям, с которыми она стойко боролась до конца своей жизни.

На что обратить внимание

Слабоумие – это болезнь, которая имеет постепенное начало. Ее проявления зависят от степени развития и локализации процесса.

Начинается все с незначительных изменений. Человек может начать забывать некоторые вещи, теряться в знакомых местах. Это списывается на переутомление, усталость или возраст.

По мере прогрессирования заболевания он забывает имена близких, недавно случившиеся с ним события, плохо ориентируется в домашних условиях, может задавать один и тот же вопрос множество раз. Происходит снижение самокритики, интеллектуальных способностей. Больной теряет элементарные навыки: не может открыть дверь, включить чайник. Такие люди нуждаются в присмотре.

На конечной стадии болезни наступает полная деградация личности. Больные утрачивают способность выполнять привычные действия: умываться, одеваться, принимать пищу. Наступают изменения в эмоционально-волевой сфере, человек перестает придерживаться элементарных рамок приличия.

Нередко такие люди уходят из дома, и найти дорогу назад для них становится проблематично. В особенности это касается пожилых людей.

Например, пожилая женщина ушла из дома и отсутствовала несколько дней. Все это время родные не оставляли надежды найти ее, подключив для этого все возможные ресурсы. К сожалению, обнаружили ее мертвой: старушка сорвалась с обрыва.

Существует две формы заболевания: тотальная и лакунарная. При лакунарной деменции в основном страдает кратковременная память. Люди забывают события, недавно произошедшие с ними, то, что они хотели только что сделать, о чем думали. В других сферах изменения незначительны, критичность к себе и окружающим сохраняется.

Тотальная деменция постепенно приводит к полному бессилию и распаду личности. При этом страдают все сферы человеческой жизни: пропадает память, теряется возможность усваивать новую информацию и применять уже имеющиеся знания, исчезает интерес ко всему происходящему, обесцениваются нравственные и моральные устои. Человек, как говорят, теряет свое лицо. Нередко от родственников больного можно услышать высказывания: он (она) так изменился, раньше он был совершенно другим человеком.

Самая распространенная форма слабоумия

Среди причин, приводящих к развитию деменции, на первом месте находится болезнь Альцгеймера. Первое упоминание о ней датируется 1906 годом, а ее первооткрывателем считают немецкого психиатра Алоиса Альцгеймера.

Болезнь начинает проявляться в возрасте 55–70 лет. Это – одна из форм старческого маразма, относится к атрофическому типу слабоумия, когда происходит разрушение нейронов мозга. Причин, способствующих этому заболеванию, может быть несколько: внутренние болезни, ожирение, низкая интеллектуальная и физическая деятельность, сахарный диабет. Особое место отводится наследственному фактору.

Заболевание начинает проявляться с нарушения кратковременной памяти. Сначала пациент забывает события, которые произошли с ним недавно, а затем и те, что были давно. Человек не узнает своих детей, принимая их за умерших близких людей. Он с трудом вспоминает, что делал несколько часов назад, но подробно рассказывает о том, что происходило с ним в детстве. На этом этапе болезни у больного развивается эгоцентризм и бредовые идеи. Наблюдаются расстройства речи, восприятия, двигательные нарушения.

Следующая стадия характеризуется эмоциональными сбоями. Человек становится раздражительным, ворчливым, проявляет недовольство по любому поводу. Утверждает, что родные хотят избавиться от него, чтобы завладеть имуществом, а соседи, друзья хотят оклеветать его, чтобы подпортить репутацию.

Резко снижается интеллект: страдают аналитические функции, рассуждения становятся скудными. Интересы сужаются, теряется возможность выполнять профессиональные навыки.

Такие люди нуждаются в уходе и присмотре. Расстройство поведения проявляется бродяжничеством, неконтролируемостью в еде и половых связях. Появляются бесцельные действия, в речи присутствуют постоянные повторения одного слова или фразы, замена слов новыми. Но, несмотря на обширные дегенеративные изменения, сохраняется самокритичность.

На конечной стадии больной утрачивает когнитивные функции, способность ухаживать за собой, не понимает, чего от него хотят, теряется самоконтроль и критичность. Наступают двигательные ограничения, параличи, патологические рефлексы, судорожные припадки. Больной принимает позу эмбриона, отказывается от еды, прогрессирует кахексия.

Заболевание длится в среднем 10 лет. Но, чем раньше оно проявляется, тем быстрее и острее протекает.

К сожалению, на данный момент не существует такого лечения, которое смогло бы остановить развитие болезни и вернуть пациента к прежней жизни. Но ранние признаки у женщин в климактерическом периоде можно остановить при помощи гормональной терапии.

Ученые установили, что распознать Альцгеймера на начальных этапах можно по характеру смеха. Дело в том, что при этом человек постепенно теряет контроль и не понимает, над чем можно смеяться, а где это неуместно. Он все чаще обращается к черному юмору, хохочет над абсолютно несмешными, оскорбительными, порой трагическими событиями, над неудачами других людей. Так, один больной смеялся над своей женой, когда она ошпарилась кипятком.

Считается, что изменение чувство юмора – важный критерий в установлении диагноза, так как диагностика его в принципе является затруднительной.

Болезнь Альцгеймера – весьма распространенное  расстройство. Например, Питер Фальк, больше известный под именем лейтенант Коломбо, тоже был им сражен. После того как он узнал об этом, то сразу прекратил все свои съемки. В последнее время актер вообще позабыл о существовании Коломбо и удивляется, почему люди на улице называют его этим именем.

Другие формы слабоумия

Когда нейроны мозга поражаются в результате нарушенного кровообращения, говорят о сосудистой деменции. Она развивается как следствие инсульта или ишемии.

Для деменции, развившейся в результате инсульта, больше характерна неврологическая симптоматика: параличи, парезы, проблемы с речью. Ишемическая деменция сопровождается в большей степени симптомами слабоумия.

К основным признакам сосудистой деменции относят вязкость мышления, рассеянность, раздражительность, расстройства сна, сниженное настроение. Память страдает, но, при наводящих вопросах больной вспоминает то, что от него требовали. Расстройства речи связаны с патологическими изменениями в работе речедвигательного аппарата, меняется походка, замедляются движения.

Еще одной распространенной формой приобретенного слабоумия является алкогольная деменция. Она наступает вследствие постоянного, неконтролируемого приема алкоголя на протяжении 15 лет и захватывает возраст 40 лет и выше. На первый план при такой форме заболевания выходят расстройства мышления и памяти, неадекватные эмоциональные реакции.

Личностная деградация проявляется дезадаптацией в обществе, потерей моральных ценностей, отсутствием ухода за своим внешним видом. Характерны бредовые высказывания, чаще ревностного характера. Появляется дрожь в конечностях, развиваются миопатии. Заболевание еще называют алкогольным псевдопараличем, так как оно способно повторять симптомы прогрессирующего паралича. В этом случае нужна дифференциальная диагностика в виде серологических реакций.

Хорея Хантингтона (Гентингтона) – еще одна форма старческого слабоумия. Она объединяет в себе психические и неврологические нарушения, а также хореоподобные двигательные расстройства.

Заболевание начинается в возрасте 45–50 лет, его длительность составляет 10–15 лет. Предшествует развитию болезни двигательные дисфункции. Это может быть расстройство походки, изменение почерка – он становится непонятным, откровенно плохим, некрасивым. Особенно характерны неуклюжие и неуместные, непроизвольные движения. На этом этапе отмечают снижение умственных способностей.

Хорея Гентингтона сопровождается психопатическими реакциями, протекающими по таким типам:

  • возбудимость – озлобленность, раздражительность, вспыльчивость;
  • истеричность – демонстративное поведение, слезливость;
  • замкнутость.

В связи с тем, что патологические процессы при хорее протекают медленно, слабоумие при этом может носить не слишком явный характер. В частности, некоторые больные способны выполнять примитивную работу, но оказавшись в незнакомой ситуации, теряются. Мышление обладает скачкообразным характером.

Речевые нарушения вызваны хореатическими сокращения речевой мускулатуры. Впоследствии речь становится скудной, утрачивается желание разговаривать. Часто появляется бред – ревности, преследования, величия, отравления. Реже случаются галлюцинации.

Из неврологических симптомов наблюдаются гиперкинезы в виде непроизвольных подергиваний небольшой амплитуды. Такие больные заканчивают свою жизнь в состоянии полнейшего маразма, гиперкинезы к этому периоду прекращаются.

Органическое слабоумие у детей

Деменция у детей развивается по ряду причин:

  • нейроинфекции;
  • ЧМТ;
  • СПИД;
  • нейроинтоксикации лекарственными средствами, токсическими веществами.

Клиническая картина заболевания зависит от возраста ребенка и может протекать в легкой, средней, тяжелой формах.

У дошкольников слабоумие, прежде всего, проявляется изменениями в эмоциональной сфере. Такие детки особенно возбудимы и эмоционально лабильны. У них не формируются привязанности, даже к матери. Нет страха перед ситуациями опасности: они легко могут уйти с незнакомым человеком.

Страдают когнитивные функции. Восприятие и внимание грубо нарушены, в связи с чем получение новых знаний и обучение затруднены. Проявляются глубокие интеллектуальные нарушения. Игры неорганизованны: бесцельные метания, прыганье, бег, прыжки. Отсутствует понимание прикрепленной к ребенку роли.

Дети школьного возраста неспособны абстрактно мыслить. Для них становятся непонятны значения пословиц, юмор, переносный смысл. Снижается мышление, и даже ранее полученные знания ребенок не может применить.

Эмоциональная сфера неустойчива. Появляется эмоциональное оскудение, сужается круг интересов вплоть до удовлетворения базовых потребностей.

Слабоумие, полученное в детстве, особенно на ранних этапах развития, грозит ребенку остановкой в развитии или же приобретением патологических черт характера.

 Диагностические критерии

Для постановки диагноза «Органическая деменция» больному следует пройти консультацию невролога и психиатра. Данные о болезни собираются в процессе сбора анамнеза и осмотра пациента. Может быть назначено психологическое обследование.

Для детей обязательным является консультация психолога-клинициста. Он подбирает ряд методик для оценки когнитивных функций ребенка, способности к обучению, анализа масштабности поражения.

Чтобы определить, какой патологический процесс стал причиной слабоумия, назначаются инструментальные методы исследования:

  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ;
  • МРТ – магнитно-резонансная терапия;
  • КТ – компьютерная томография;
  • ЭЭГ – электроэнцефалография.

Органическая деменция нуждается в проведении дифдиагностики с другими заболеваниями. У детей проводят ее сравнительную характеристику с врожденным слабоумием. Для него больше характерно снижение умственных способностей при сохранении нормальной памяти и внимания.

У взрослых деменцию дифференцируют с псевдодеменцией – тяжелой формой депрессии, симптомы которой маскируются под слабоумие.

Признаки

Деменция

Депрессия

Начало

Снижение интеллекта

Снижение настроения

Осознание симптомов

Отрицает их наличие, пытается скрыть

Заявляет о снижении памяти, мышления. Фиксирует на этом свое внимание.

Внешность

Неряшливость, беззаботное поведение

Подавленное настроение, замедленность реакций

Реакция на вопросы

Агрессия, уходит от ответа или игнорирует их

Ответ происходит с запозданием. Односложность высказывания.

Нарушения настроения

Нечасто

Часто

Развитие болезни

Постепенное

Более прогрессирует

 Кроме этого, органическое слабоумие стоит отличать от физиологического старения. При нем возможны некоторые снижения мышления и памяти, но они не ограничивают человека в его повседневной жизни.

Как лечить и предотвратить болезнь

К сожалению, полностью избавиться от заболевания вряд ли удастся, но приостановить процесс и убрать негативную симптоматику вполне возможно. Для этого применяют комплексную терапию:

  • лечение основного заболевания, если деменция стала следствием патологии внутренних органов;
  • назначение препаратов, замедляющих распад нейромедиатора ацетилхолина. Это вещество, помогающее проводить нервные импульсы, и, следовательно, улучшающее проводимость нервной ткани;
  • средства для улучшения обмена веществ и кровообращения в головном мозге;
  • ноотропы, витамины для улучшения когнитивных способностей;
  • антидепрессанты, нейролептики для нормализации психического фона;
  • физиотерапия;
  • консультации психотерапевта.

Для того чтобы предотвратить развитие приобретенного слабоумия, следует проводить профилактику различных заболеваний. В частности, таких, как сахарный диабет, гипертония, ожирение, депрессия и другие.

А чтобы уберечь себя от атрофической деменции в преклонном возрасте, необходимо соблюдать элементарные правила:

  • отказаться от вредных привычек:
  • заниматься спортом;
  • правильно питаться.

Очень важным фактором является тренировка своих мыслительных способностей. Нужно систематически напрягать мозг, подвергая его умственным нагрузкам, конечно, в дозированной форме. Учеными было установлено, что среди людей с высшим образованием деменция встречается намного реже. Ее профилактике также способствует изучение и разговор на иностранных языках.

И еще один интересный факт: расстройство чаще настигает одиночек, нежели семейных людей.

Деменция – это тяжелое расстройство, обусловленное не только опасностью для здоровья, но и теми мучениями и ограничениями, которые вынуждены переносить больные, а также их родственники. Поэтому очень важно уделять достойное внимание профилактике данного состояния, чтобы не вовлекать себя в череду мучений протяженностью несколько десятков лет.

 

arbat25.ru

Деменция и маленькие дети

Деменция близкого – тяжелое испытание для всей семьи. Однако особого внимания заслуживает общение больного с детьми, не достигшими еще жизненной и эмоциональной зрелости. Поэтому для сохранения нормального климата в доме родители должны помочь детям в сложившейся ситуации, разъяснить происходящее и по мере возможности вовлечь их в общие заботы по уходу за больным.

Зачем рассказывать ребенку?

Некоторым родителям непросто решиться на разговор. Есть сомнения в том, способен ли ребенок правильно понять ситуацию и принять ее. Есть опасения, что ребенок, услышав о развивающемся слабоумии дедушки или бабушки, неправильно поведет себя с больным человеком, изменит свое отношение к нему в явной форме. Да и просто хочется пощадить его чувства. Однако стыдливое молчание будет только усугублять проблему. Рано или поздно ребенок почувствует изменения в поведении окружающих, уловит возникшую напряженность в семье, и тогда, не услышав истинных причин, составит себе искаженную картину происходящего. Напротив, честный разговор, предельно четкое объяснение причин наблюдаемых изменений и готовность обсуждать любые вопросы сблизят вас с ребенком и позволят искать ответы вместе.

Если ребенок уже начал замечать «странности» в поведении ближайшего родственника, то, возможно, для него будет облегчением узнать, что объясняются они заболеванием, лишающим его контроля над собственным поведением. Основная трудность лишь в том, чтобы найти подходящие слова, ведь у вас разный опыт и разные представления об окружающем мире. Готовясь к разговору, учтите такую особенность детского мышления, как индуктивность. Ребенку проще продвигаться в понимании проблемы от разбора конкретных жизненных примеров к обобщениям и правилам, а не наоборот. Поэтому постарайтесь заострить его внимание на пережитых вместе ситуациях, обсудить их, а затем переходите к выводам. Если вы сомневаетесь в правильности выбранных объяснений, проконсультируйтесь с педагогами (если ребенок ходит в школу) или с детским психологом. Вы делаете это не для галочки. Вы заинтересованы в том, чтобы не только что–то рассказать, но и быть выслушанным и услышанным.

Как присутствие в семье дементного больного может сказаться на детях

Во многих семьях бабушка и дедушка, вышедшие на пенсию, проводят с внуками не меньше времени, чем родители. Именно пожилые охотно возятся с внуками, занимаются их воспитанием. Неожиданные негативные изменения в поведении человека, который с первых лет жизни был наставником, советчиком, другом, могут глубоко огорчить ребенка.

Присутствие больного человека может быть источником постоянного психологического давления на детей, ведь нередко они проводят дома значительно больше времени, чем работающие родители. Задаваемый с обескураживающей регулярностью вопрос или одна и та же история, рассказываемая бессчетное число раз, могут вызывать раздражение и усталость.

До развития заболевания в центре внимания всей семьи обычно оказывался ребенок. Когда взрослый, страдающий от деменции, начинает вести себя «хуже ребенка», другие члены семьи вынуждены посвящать больше времени уходу за ним, оставляя меньше времени для ребенка. Это может вызывать ревность, чувство заброшенности, ненужности.

Невозможность полноценного общения с близким в связи с глубокими изменениями в его личности вызывает чувство утраты.

Если ребенок вовлечен в уход за больным родственником, еще совсем недавно опекавшим внука, такая смена ролей может сопровождаться стеснением.

Нередко дети примеряют на себя происходящие изменения, что вызывает у них страх перед будущим, опасения, что подобное может случиться с ними.

Наконец, осознание ребенком того, что он испытывает по отношению к родному человеку перечисленные негативные чувства, может усугублять чувство вины за собственную черствость. Чувство вины может достигать особенной силы, когда ребенок, не зная об истинных причинах изменений у больного и не обладая сформированным рациональным мышлением, придумывает собственное мифическое объяснение. Он может, например, полагать, что болезнь наступила в наказание за то, что в какой–то момент он совершил плохой поступок.

Как помочь ребенку?

Не стоит думать, что перечисленные выше переживания будут столь уж очевидны. Дети могут быть склонны к скрытности, особенно если развитие болезни совпало с «трудным возрастом». Известно, что подростки скрывают свои чувства и мысли, стесняются открыто общаться со старшими и предпочитают изображать безразличие. Поэтому инициатива в обсуждении происходящего и чувств, которые в связи с этим испытывает ребенок, должна исходить от взрослого. Поговорите с ним, не дожидаясь тревожных сигналов в виде снижения успеваемости (такое может случиться из–за невозможности концентрироваться на выполнении домашнего ­задания) или стремления проводить больше времени вне дома.

В ходе разговора постарайтесь дать максимально полную информацию о заболевании, обращая особое внимание на проблемы, которые могут вызывать у ребенка негативные эмоции (смотрите предыдущий параграф). Не ограничивайтесь одной беседой. Лучше регулярно обсуждать ситуацию, сложившуюся в семье, наблюдая за настроением ребенка. Такие беседы покажут ребенку, что семейные проблемы лучше решать совместно, обмениваясь мнениями и помогая друг другу.

Привлекайте ребенка к уходу за больным

Возможно, один из лучших способов помочь ребенку в этой ситуации – вовлечь его в заботы по уходу за больным. Участие в общем деле создаст основу для постоянного обсуждения ситуации и будет способствовать ощущению того, что она находится под контролем. Впрочем, лишнего фанатизма здесь не нужно. Не следует поручать ребенку слишком много дел, препятствуя нормальному течению его пока еще невзрослой жизни. При этом лучше давать такие задания, которые будут казаться ему привлекательными. Это может быть прогулка с больным по парку, игра в настольные и иные игры, разговоры об истории семьи за просмотром семейного альбома. Хотя ограничиваться выделением собственного «фронта работ» тоже не стоит. Помогая, ребенок должен чувствовать, что вместе с семьей занимается общим делом. Ну и конечно, не забывайте выражать ребенку свою признательность за помощь. Говорите ему о положительных результатах, которые приносит его участие.

memini.ru

причины и методы лечения деменции

При различных поражениях головного мозга может возникнуть острое психическое нарушение, которое называется деменцией. Есть и другие толкования этого слова, например, «слабоумие», или прогрессирующий распад сложившегося интеллекта, то есть это не совсем строгий термин.

Виды деменции

У детей выделяют:

  1. резидуально-органическую деменцию,
  2. прогрессирующую деменцию,

Эти виды разделяются в зависимости от характера патогенетических механизмов. При менингите может появиться резидуально-органическая деменция, она же возникает при значительных черепно-мозговых травмах, и отравлениях ЦНС медикаментами.

Прогрессирующая деменция у детей считается самостоятельным заболеванием, которое может являться частью структуры наследственно-дегенеративных пороков и заболеваний ЦНС, а также поражений сосудов головного мозга. Сам синдром слабоумия связывают по названию с болезненной формой ребенка, приведшей к этим проявлениям слабоумия.

Симптомы деменции у детей

Деменция зачастую является симптомом олигофрении, шизофрении и иных серьезных психических патологий у детей. У них деменция по большей части выражается в заметном затухании умственных способностей, главной среди которых является память, то есть резко снижается способность к запоминанию. Таким детям весьма сложно запомнить даже такие элементарные вещи, как свое имя.

Симптомы деменции у детей проявляются довольно рано, а основными причинами заболевания в раннем возрасте бывают болезнь Альцгеймера и патология сосудов головного мозга. Намного реже встречаются деменции, спровоцированные раковыми заболеваниями головного мозга, либо сильными черепно-мозговыми травмами. Диагностируя деменцию у детей, врачи берут во внимание стадию олигофрении и тяжесть заболевания. Диагностика проводится с помощью тестов и непрерывного врачебного наблюдения, однако применяются и такие лабораторные исследования, как резонансное сканирование головного мозга и томография.

Лечение заболевания

Лечение деменции у детей – довольно продолжительный процесс, он проходит под контролем врача-психиатра, однако стойкого улучшения добиваются далеко не всегда. Больным с подобным заболеваниям необходим ежедневный уход.

Лечение деменции у детей проводят с учетом происхождения болезни и течения основного процесса. Для снижения скорости развития болезни врач-психиатр назначает средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток и мозговой кровоток.

При резидуально-органической деменции предпочтение отдается психолого-педагогическим собеседованиям.

То есть первая ступень, это диагностика деменции, а вторая — определение причины ее возникновения. Явные синдромы еще не являются основанием для постановки диагноза деменции. Если у ребенка значительно нарушен уровень сознания и его психическое состояние не дает возможности адекватно оценить его психический статус, то и диагноз поставить не удастся.

Осложнения

Иногда больные деменцией демонстрируют депрессивное состояние, но это тоже не явный симптом деменции у детей, хотя это и может натолкнуть на подозрение о развивающейся деменции. Эта депрессия в основном проявляется на ранних этапах болезни, ведущих к последующей деменции. Прогрессирование болезни сопровождается непременным ухудшением умственных возможностей, но депрессии встречаются заметно реже.

В детском возрасте деменция и олигофрения являются понятиями, связанными между собой.

Деменция, чаще всего, это следствием различных заболеваний, поэтому лечить ее должен только специалист, врач-психиатр и невропатолог.

Фармакологическое лечение деменции

Фармакологическое лечение деменции подразумевает применение средств группы психостимуляторов, например, кофеина (Кофеин-бензоат натрий), мезокарба (Этимизол, Сиднокарб). Из средств растительного происхождения применяют тонизирующие препараты:

  • элеутерококка,
  • женьшеня,
  • лимонника,
  • левзеи и ряда других.

Эти средства, воздействуют на ЦНС и повышают выносливость при психических и физических нагрузках, они малотоксичны и больные хорошо их переносят.

К числу Ноотропных средств относят:

  • Нооцетам,
  • Ноотропил,
  • Луцетам,
  • Пирацетам
  • препарат гидролизата мозга животных – Церебролизин.

Навигация по записям

nmedicine.net


Смотрите также

     
     
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву А Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Б Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву В
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Г Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Д Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Е
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ж Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву З Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву И
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву К Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Л Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву М
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Н Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву О Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву П
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Р Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву С Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Т
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву У Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ф
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ц Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ч Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ш
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Э Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ю Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Я
 
Карта сайта, XML.