ГлавнаяСбор Сушка   Поиск
     
     
Лекарственные растения на букву А Лекарственные растения на букву Б Лекарственные растения на букву В
Лекарственные растения на букву Г Лекарственные растения на букву Д Лекарственные растения на букву Е
Лекарственные растения на букву Ж Лекарственные растения на букву З Лекарственные растения на букву И
Лекарственные растения на букву К Лекарственные растения на букву Л Лекарственные растения на букву М
Лекарственные растения на букву Н Лекарственные растения на букву О Лекарственные растения на букву П
Лекарственные растения на букву Р Лекарственные растения на букву С Лекарственные растения на букву Т
Лекарственные растения на букву У Лекарственные растения на букву Ф Лекарственные растения на букву Х
Лекарственные растения на букву Ц Лекарственные растения на букву Ч Лекарственные растения на букву Ш
Лекарственные растения на букву Щ Лекарственные растения на букву Э Лекарственные растения на букву Ю,Я
 

Лечение сенсорная алалия


Сенсомоторная алалия у детей: причины, симптомы, классификация, лечение, прогноз

Серьезным отклонением в развитии, встречающимся довольно часто, является сенсомоторная алалия у детей, выражающаяся в грубом речевом расстройстве. В наиболее тяжелых случаях речь может полностью отсутствовать. Главной причиной развития дефекта считается поражение корковых центров, отвечающих за развитие речи, расположенных в головном мозге. Патология может возникнуть при внутриутробном развитии, а также после рождения ребенка, в течение первых трех лет.

Признаки моторной алалии у ребенка

По своей сути алалия представляет собой полное или частичное отсутствие у ребенка речевых функций. Все случаи этого заболевания отмечаются в период от момента рождения и на протяжении дошкольного возраста. Для данной патологии характерны собственные яркие и специфические проявления. Алалия проявляется в двух видах, как сенсорная и моторная. Комплексный подход в лечении позволяет успешно корректировать патологию. При условии своевременной диагностики и принятия необходимых мер, такие дети вполне могут учиться в обычной школе.

Наличие сенсорной алалии проявляется нарушенным восприятием речи, в то время как слух у ребенка вполне нормальный. В таком состоянии дети не способны воспринимать речь или реагируют на нее крайне ограниченно. Они проявляют адекватную реакцию на различные виды звуковых сигналов, делают различия между характерными шумами – стуками, шорохами, скрипами и другими. Сенсорная алалия отличается присутствием эхолалии, когда ребенок совершенно неосмысленно повторяет чужие слова. Нередко дети не отвечают на поставленный вопрос, а просто повторяют его дословно.

Основным признаком алалии считается нарушенный фонематический слух, различной степени тяжести. Ребенок может совершенно не различать речевые звуки или воспринимать их очень затрудненно. На практике этот недуг встречается довольно редко, более широкое распространение получила упрощенная форма заболевания – моторная алалия. В этом случае дети очень хорошо понимают обращенную к ним речь, однако собственная речь отличается стойкими нарушениями. Словарный запас довольно скудный, слова используются, преимущественно, в именительном падеже, а грамматические формы образуются с грубыми нарушениями.

Часто слова могут заменяться другими, похожими по звучанию. Сложные и длинные слова больные дети просто не в состоянии произнести. Это становится одной из причин заикания и нарушений интеллектуального развития. При наличии легкой формы для общения используются короткие фразы, последовательность слов может быть нарушена, однако, такая речь в целом будет понятна для восприятия.
Тяжелая форма моторной алалии проявляется у ребенка в возможности лишь копировать какие-либо звуки, в сопровождении жестикуляции и активной мимики.

Кроме основного нарушения, дополнительно выявляется целый ряд отклонений неврологического характера. Прежде всего, это слаборазвитая мелкая моторика, неуклюжесть, повышенная утомляемость, расстройство внимания. В некоторых случаях нарушается память и общее восприятие. Заподозрить моторную алалию можно при отсутствии характерного детского лепета и других признаков, свидетельствующих о первичном становлении речи.

Причины возникновения алалии у детей

Основные причины возникновения алалии связаны с внутриутробными, родовыми травмами, а также различными осложнениями беременности. Отдельные участки головного мозга, отвечающие за речь, могут быть поражены в результате гипоксии плода, острой сердечной и легочной недостаточности беременной. Причиной поражения головного мозга может стать внутриутробное инфицирование плода.

Сложные роды также часто приводят к расстройству речи. Этими факторами могут стать поздние или преждевременные роды, асфиксия, родовые травмы, врачебные ошибки и другие. Следует отметить, что алалия редко возникает под влиянием какого-либо одного травмирующего фактора. Во многих случаях патология возникает под влиянием совокупности причин. Однако ее дальнейшее развитие связано с индивидуальными особенностями женского организма, своевременного и качественного лечения, квалифицированной помощи во время родов.

После рождения маленькие дети оказываются беззащитными перед многими негативными явлениями, в том числе и травмами головы. Именно они чаще всего приводят к расстройствам речи. Однако патология может возникнуть под влиянием менингита и энцефалита, затрагивающих головной мозг, а также простудные заболевания, протекающие в тяжелой форме и сопровождающиеся осложнениями. Среди некоторых специалистов существует мнение о влиянии наследственной предрасположенности к алалии.

Классификация

Алалия у детей дошкольного возраста составляет примерно 1%. В школьном возрасте этот показатель снижается до 0,2-0,6%. Данная патология в два раза чаще затрагивает мальчиков и представляет собой клинический диагноз в виде общего недоразвития речи (ОНР).

Классификация заболевания осуществляется в соответствии с его проявлениями, механизмами развития и степенью недоразвития речи. В настоящее время выделяется три основных вида патологии:

  • Моторная или экспрессивная алалия.
  • Сенсорная или импрессивная алалия.
  • Смешанная алалия, обладающая признаками двух вышеперечисленных патологий, проявляющихся в различной степени.

Моторная форма возникает в результате органического поражения в речедвигательном анализаторе, а именно в его корковом отделе. В данном случае наблюдается остановка развития собственной речи ребенка. Тем не менее, у него сохраняется способность понимать чужую речь. В зависимости от зоны повреждения, моторная алалия разделяется на афферентную и эфферентную форму. В первом случае поражается постцентральная извилина, расположенная в нижнем теменном отделе левого полушария. Это приводит к серьезным нарушениям устной и письменной речи. Во втором случае поражается премоторная кора, расположенная в задней трети нижней лобной извилины. Данная патология также вызывает значительные речевые нарушения.

Возникновение сенсорной алалии связано с поражением коркового отдела, расположенного в речеслуховом анализаторе, в задней трети верхней височной извилины. Данное заболевание сопровождается нарушениями высшего коркового анализа и синтеза речевых звуков. Поэтому, при сохраненном физическом слухе, ребенок совершенно не воспринимает речь других людей.

 

Лечение сенсорной алалии у детей

Если диагноз заболевания подтвердился, нужно как можно раньше начинать лечение. Все лечебные мероприятия назначаются в зависимости от тяжести и формы выявленной патологии.

Лечение проводится по нескольким направлениям:

  • Логопедические упражнения. Могут проводиться в индивидуальном порядке или в рамках специальной школы. Положительные результаты достигаются лишь систематическими, продолжительными занятиями. Под руководством логопеда ребенок постепенно овладевает произношением отдельных слогов и слов, распознает речь по ее звучанию. С помощью различных картинок приобретаются навыки увязывания их с конкретными словами. Когда достигнут определенный прогресс, ребенок уже в состоянии назвать тот или иной предмет, изображенный на картинке. Постепенно малыш овладевает правильными окончаниями слов, падежами и склонениями. Дополнительно проводятся занятия, развивающие мелкую моторику, с использованием рисования, лепки, вырезания, конструктора. Успех лечения во многом зависит от домашних занятий. Упражнения, проводимые с логопедом, должны постоянно закрепляться при непосредственном участии родителей.
  • Логопедический массаж. Считается эффективным дополнением к упражнениям. Он развивает отдельные мышцы полости рта, отвечающие за правильное произношение. Процедура выполняется вручную или с применением специального зонда. Дополнительно речевые мышцы развиваются с помощью специфических упражнений, разработанных именно для этих целей.
  • Физиотерапевтические процедуры. Назначаются в виде определенных курсов, в зависимости от состояния ребенка. Они могут дополняться водолечением, магнитотерапией, лазеротерапией и другими процедурами.
  • Рефлексотерапия. Ее суть заключается в стимулировании необходимых участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к образованию новых нервных связей, облегчающих обучение. Применяется в отношении детей старше 9 лет.
  • Медикаментозная терапия. Включает в себя применения средств, стимулирующих кровоснабжение мозга. Дополнительно назначаются витамины В12 и В15. Большое внимание уделяется сбалансированному рациону питания.

Прогноз

Прогноз сенсомоторной алалии у детей зависит от раннего лечения, комплексного подхода и системного воздействия на все речевые компоненты. Речевые процессы должны формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятные прогнозы – при моторной алалии. Сенсорная и сенсомоторная патология часто имеют неопределенную перспективу, в зависимости от степени поражения головного мозга.

shop-kid.ru

Мой Логопед - Как лечить сенсорную алалию у детей

Сенсорная алалия - одна из «разновидностей» алалии.

Если же на долю моторной алалии приходится около 90% случаев, то сенсорная алалия встречается у 10% детей.

Как привило, в чистом виде, этот вариант алалии встречается не часто, чаще всего преобладают смешанные формы (например, сенсомоторная алалия).

Связано оно с нарушением восприятия информации, при этом, у ребенка сохранный фонематический слух.

Простым языком - мозг не воспринимает полученную информацию.

Ребенок слышит обращенную к нему речь, однако не понимает ее смысла и содержания.


Что же повлияло на возникновение этого нарушения?

Самая основная причина - органическое поражение зон головного мозга, ответственных за анализ речевых звуков, вызванных:

* Поражением ЦНС (центрально нервной системы) при родах;

* внутриутробные патологии плода;

* заболевания, возникшие в ранний постнатальный период (вирусы, инфекции, травмы).

 

Как распознать?

*  Активное использование мимики и жестов;

* невнятная, бессмысленная речь у ребенка;

* нарушение памяти;

* пропуск букв, ребенок не может соединить два слова в одно;

* навязчивое повторение слов.

 

Как лечить?

Для этого необходимо постоянная работа с ребенком.

Наблюдение не только неврологом, но и логопедом, нейропсихологом.

Использование медикаментозной терапии (как правило, это ноотропные средства, которые улучшают кровообращение в головном мозге), логопедические упражнения, направленные на улучшение слухового восприятия,логоритмика, сенсорная интеграция, «нейро-упражнения».

Необходимо помнить, что данный «недуг» останется навсегда. Однако, при своевременном и самое важное грамотном лечении, можно легко скомпенсировать возможности мозга и вывести это расстройство в более легкую форму.

Еще про сенсорную алалию

Про симптомы и признаки алалии можно узнать здесь

Занятия по сенсорной алалии можно посмотреть здесь

Автор статьи Кожанова Екатерина.

xn--c1accokeocbk.xn--p1ai

Сенсорная алалия - причины, признаки, методы коррекции

В последнее время все чаще среди детей наблюдается нарушение речевого развития, так называемая сенсорная алалия. Этот синдром мало изучен, известно, что он имеет нейропсихологическую и лингвопатологическую природу.

Если говорить об общей структуре речевых нарушений системного характера, то моторная алалия занимает 90% от общего числа таких случаев. На долю же сенсорной приходится лишь 10%.

Некоторые логопеды высказывают рекомендации относительно того, чтобы заменить термин «сенсорная алалия» на «сенсорную дезинтеграцию». Обусловлено это тем, что подобные нарушения восприятия имеют множественный характер.

Общие сведения

Под сенсорной алалией понимается отсутствие либо неполное развитие экспрессивной (отсутствие связи между смыслом) и звуковой оболочкой слов.

При этом у ребенка нет слуховых и речевых физических нарушений, но отсутствует понимание того, о чем ему говорят окружающие люди.

По мнению некоторых специалистов, данную проблему нельзя считать самостоятельным речевым нарушением.

Что касается российских логопедов, то по их мнению сенсорная алалия у детей является частью дефекта наблюдаемого при раннем детском аутизме, умственной отсталости, а также, как отмечалось выше, моторной алалии.

Причины сенсорной алалии

Рассмотрим причины и механизм сенсорной алалии. Спровоцировать подобное речевое нарушение способно поражение зон головного мозга, которые ответственны за анализ звуков речи.

Если же попытаться выделить этиологические факторы развития сенсорной алалии, то сюда следует отнести:

  1. Патологии внутриутробного развития, включая гипоксию, внутриутробные инфекции, а также иммунологическая несовместимость. Нейротоксическое влияние на центральную нервную систему способно оказать злоупотребление психотропными и наркотическими препаратами, а также алкоголем. Все это негативным образом воздействует ассоциативные области коры головного мозга, которые отвечают за анализ сенсорной информации.
  2. Поражение центральной нервной системы в процессе родовой деятельности. Черепно-мозговые травмы у новорожденного могут случиться, например, при стремительных родах, узком тазе роженицы, а также в случае проведения гинекологических операций. В данной ситуации могут наблюдаться местное механическое повреждение височной доли. Вместе с тем, преждевременное отхождение амниотической жидкости, обвитие пуповиной и затяжные роды могут привести к гипоксически-ишемическому поражению церебральных структур.
  3. Патологии раннего послеродового периода, которые могут наблюдаться в первые годы жизни ребенка. В данном случае речь может идти о травмах и опухолях головного мозга, тяжелых отравлениях, а также заболеваниях, сопровождающихся инфекционным нейротоксикозом.

Важно! Если попытаться проанализировать причины сенсорной алалии, то чаще всего катализатором выступает перинатальное повреждение центральной нервной системы.

Патогенез

В процессе поражения корковой части речеслухового анализатора происходит расстройство аналитико-синтетических процессов, которые напрямую связаны с распознаванием звуков.

Каковы же психолого педагогические и речевые особенности детей с сенсорной алалией?

При развитии сенсорной алалии малыш слышит то, что ему говорят окружающие, но не понимает смысла и содержания сказанного.

Происходящие нарушения речевого рецептивного механизма приводят к несформированности фонематических процессов, неспособности целостно воспринимать слова, узнавать и различать звуки.

Вследствие неполноценного слухового восприятия не происходит передача возбуждения речедвигательному и речезрительному анализаторам, что приводит к неспособности соотносить звуковые образы произносимой речи с реальными действиями либо предметами.

Симптомы сенсорной алалии

В качестве характерных признаков сенсорной алалии специалисты называют:

  • нарушенное восприятие;
  • неспособность понимать смысл речи окружающих.

Для детей с сенсорной алалией свойственна гиперакузия, то есть они остро чувствуют скрипы, хруст снега, шорохи, шуршание бумаги либо шум дождя.

Такие малыши остро воспринимают побочные шумы и ощущают при этом дискомфорт в ушах и голове.

Они неспособны соотносить слышимую речь с предметами либо явлениями. При развитии грубой формы патологии у пациентов полностью отсутствует речь и понимание окружающих.

Таким детям зачастую ошибочно ставят такие диагнозы, как аутизм, олигофрения, тугоухость либо дизартрия.

Недоразвитие речи сенсорного характера в чистом виде на практике наблюдается довольно редко. Как правило, наблюдается сенсомоторная алалия.

Данный факт можно рассматривать, как доказательство неразрывной связи речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Осложнения

У детей с сенсорной алалией наблюдается неточное проговаривание, что приводит к нарушению экспрессивной речи. У дошкольников с подобной проблемой, как правило, наблюдается общее недоразвитие речи.

Уже в школьные годы таких пациентов отличает формирование расстройств школьных навыков. Тот факт, что эти дети не понимают чужую речь и грубо искажают собственную, приводит к тому, что они неспособны полноценно коммуницировать.

На фоне этих процессов развиваются вторичные личностные расстройства, нарушенные эмоционально-волевые реакции и различные отклонения в поведении. Все это приводит к вторичной умственной отсталости.

Диагностика

Для постановки диагноза ребенка следует показать психоневрологу, отоларингологу, нейропсихологу и логопеду.

В рамках неврологического обследования пациенту будут проведены электроэнцефалограмма, рентгенография черепа, эхоэнцефалография и МРТ головного мозга для оценки степени и характера повреждений мозга.

Осмотр у отоларинголога даст возможность понять, идет ли речь о тугоухости либо сенсорной алалии. Что касается нейропсихолога, то он будет оценивать состояние слухоречевой памяти.

Только после того, как эти специалисты дадут свое заключение, к обследованию приступит логопед, который будет собирать сведения о перинатальных и постнатальных факторах. Заключение логопеда базируется на специфике раннего сенсорного и речевого развития малыша.

При сенсорной алалии потребуется неоднократное общение к врачам. Обусловлено это тем, что такие дети каждый раз способны проявлять себя по-разному, то полностью отказываясь от общения, то показывая неплохое понимание речи и выполнение задач.

Важно! Принимая во внимание все сложности в поведении такого малыша, включая раздражительность, непредсказуемость, капризность, а в некоторых случаях и истеричность, родителям следует понимать, что потребуется долгая работа, для которой необходимо запастись терпением.

Коррекция сенсорной алалии

Исправление сенсорной алалии носит многоуровневый комплексный характер:

  1. Мероприятия медицинского характера. В основе лежит медикаментозное лечение. В данном случае пациенту назначают прием ноотропных медикаментов, а также витаминов, которые оказывают активизирующее воздействие на центральную нервную систему. В дополнение к медикаментозной терапии применяются физиотерапевтические методы, включая лечебные ванны, массаж и ЛФК.
  2. Логотерапия. Ее целью является выработка слухового восприятия, а также способности ребенка к анализу речи. На первом этапе таких детей стараются вовлечь в совместные игры и выработать такие качестве, как внимание и усидчивость.
  3. Нейропсихологическая коррекция. Подразумевает развитие мыслительных процессов, внимания и памяти, познавательной активности и коррекцию поведения. В некоторых случаях для таких пациентов становится необходимой семейная психологическая консультация.

Непрерывная коррекционная работа при диагностированной сенсорной алалии должна проводиться не реже 3 раз в неделю и продолжаться на протяжении 2-4 лет.

После этого за ребенком ведется лишь наблюдение. Чтобы этим детям оказывать специализированную помощь при детских садах и школах организуются логопедические группы.

Прогноз и профилактика

Прогноз для детей с сенсорной алалией неопределенный и зависит от целого ряда факторов, включая степень поражения зон головного мозга, наличие побочных заболеваний и психосоматических расстройств.

Что же касается профилактики алалии, то под ней подразумевают:

  • наблюдение за состоянием женщины и ребенка в период беременности;
  • продолжительное грудное вскармливание;
  • раннюю диагностику врожденных заболеваний;
  • комплексное физическое развитие малыша.

Успех в коррекции сенсорной алалии зависит от своевременности диагностики, а также прилагаемых со стороны родителей и специалистов усилий.

В данном случае очень важно, чтобы родители внимательно отслеживали механизм нарушения речи, физическое и психологическое развитие ребенка с самого рождения и обращали внимание на любые изменения и отклонения от принятых норм.

logoprav.ru

Диагноз сенсорная алалия и карта лечения

Сенсорная алалия (дисфазия)

Сенсорная алалия - системное недоразвитие импрессивной речи центрального характера, обусловленное преимущественно нарушениями со стороны речеслухового анализатора. Это приводит к расстройствам анализа и синтеза речевых сигналов, вследствие чего не формируется связь между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом или действием. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Сенсорная алалия считается менее изученным состоянием, чем моторная алалия.
Скорее всего, это связано с тем, что в чистом виде она встречается значительно реже, ее своевременное распознавание и дифференциальный диагноз могут быть достаточно трудны. В частности, всегда необходимо проводить дифференциальный диагноз сенсорной алалии со снижением слуха, которое также может препятствовать нормальному речевому развитию.

Степень недоразвития речеслухового анализатора может быть различной. В более тяжелых случаях ребенок совсем не понимает речи окружающих, относится к ней как к шуму, лишенному смысла, не реагирует даже на собственное имя, не различает звуки речи и шумы неречевого характера. Он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям.

В других случаях он понимает отдельные слова, но теряет их на фоне развернутого высказывания (как это бывает, например, у здоровых людей при недостаточном знании иностранного языка). В обращении к нему ребенок улавливает не все слова и их оттенки, а потому дает неправильную реакцию. Фонематическое восприятие развивается медленно, долго остается несформированным.

Некоторые дети могут довольно легко выполнять простое задание, но при этом не понимают слов инструкции вне конкретной ситуации, то есть смысл фразы воспринимается ими легче отдельных слов. Большую роль для детей с сенсорной алалией играет ситуация. Часто они понимают содержание высказываний только в определенном контексте и затрудняются в восприятии смысла при изменении форм и порядка слов, использовании грамматических конструкций.

Нередко дети не воспринимают на слух изменений в том или ином задании, не отличают ошибочно сказанное от правильного варианта. Иногда они просят повторить обращенную к ним речь и понимают только то, что проговаривается несколько раз. Некоторые дети понимают только то, что могут проговорить сами. Такое проговаривание способствует улучшению понимания.

Часто дети смотрят в лицо говорящему. В этом случае понимание речи улучшается за счет подкрепления слухового впечатления со стороны зрительного анализатора - происходит "чтение с лица". Иногда ребенок понимает только одного человека - мать, педагога, и не понимает, когда то же самое говорит кто-то другой.

Дети с сенсорной алалией спонтанно могут повторить отдельные слоги, звукосочетания, слова и короткие фразы, услышанные ими, хотя это повторение является нестойким. Подражание звукам речи при сенсорной алалии непостоянно, во многом зависит от ситуации. Дети не в состоянии образовывать связи между предметом и его названием, у них не формируется соответствия между слышимыми и произносимыми ими словами. Пассивный словарь неустойчив и заметно отстает от активного. Часто ребенок называет предмет в любой ситуации, а узнает его название только избирательно в определенных условиях.

При отсутствии понимания речи собственная речь ребенка становится невозможной или грубо искажается. Для общения дети с сенсорной алалией пользуются жестами, мимикой. Слушая музыку, избирательно относятся к разным произведениям. Тишина их успокаивает, а громкие разговоры, крик, как и громкая музыка, - раздражают. Игры сопровождаются лепетом. Постепенно лепет перерастает в активный словарь, но слова произносятся искаженно. Появляются обрывки слов, эмоциональные восклицания, прямо не связанные с ситуацией, но свидетельствующие о речевой активности ребенка. Затем в ходе развития формируется ситуационное, более устойчивое понимание и употребление слов и словосочетаний. Значение слов, которые ребенок произносит, неустойчиво. Его активный словарь превышает пассивный.

При произношении слов ребенок не уверен в правильности собственной речи, ищет адекватные речевые движения, например: слон - "сон", "вылон", "сылон", "салон". Ошибки в речи являются качественно иными, чем при моторной алалии. С одной стороны, диффузное недифференцированное восприятие звуков приводит к их неправильному проговариванию, а с другой - и них отражаются многочисленные поиски нужных кинестезии.

Иногда наблюдается бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов - своеобразная логоррея, отмечаются персеверации с повторениями услышанного или произнесенного слова, словосочетания - эхолалии, при этом слова не осмысливаются и не запоминаются.

В словах - многочисленные ошибки и ударениях, звуковые замены, искажения, причем при каждом новом повторении характер искажений и замен обычно меняется. Новые слова и фразы ребенок осваивает медленно. Высказывания ребенка неточны и их бывает трудно понять. К собственной речи он не критичен. Искажения в экспрессивной речи обусловлены неполноценностью восприятия собственной речи и речи окружающих.

Неустойчивость понимания значений слов приводит к тому, что по словесной инструкции дети действуют неуверенно, ищут помощи, имеют ограниченные возможности при организации ролевой игры, не могут длительно слушать, когда им читают или рассказывают.

При менее тяжелых формах сенсорной алалии, когда у детей имеется собственная речь, они говорят легко, без напряжения, не задумываются о подборе слов, точности высказывания, построении фразы, не замечают допущенных ошибок. Дети не контролируют собственную речь, произносят слова и обороты, не связанные с ситуацией, лишенные смысла. Речь носит фрагментарный характер. Поскольку высказывания ребенка неточны по содержанию и ошибочны по форме, окружающим часто бывает трудно понять, о чем он говорит. В произносимых словах много звуковых замен (парафазии), пропусков, повторов (персевераций), соединений частей слов между собой (контаминации).

В целом речь ребенка с сенсорной алалией может быть охарактеризована как повышенная речевая активность на фоне нарушенного понимания речи окружающих и недостаточного контроля за своей собственной речью.

Сенсорная алалия в чистом виде встречается сравнительно редко, гораздо чаще сенсорная недостаточность сопутствует моторной алалии. В этих случаях говорят о моторной алалии с сенсорным компонентом, или сенсомоторной алалии. Существование смешанных форм алалии свидетельствует о функциональной неразрывности речедвигательного и речеслухового анализаторов. Тщательное обследование ребенка с алалией позволяет уточнить характер нарушений, установить ведущую неполноценность в структуре речевых расстройств и определить оптимальные подходы к их коррекции.

В процессе развития речи детей с алалией прослеживается определенная положительная динамика, они последовательно переходит с одного уровня развития речи на другой, более высокий. Они приобретают новые речевые навыки и умения, но часто остаются детьми с недостаточно развитой речью. В процессе школьного обучения у них наблюдаются затруднения в формировании навыков письменной речи.

Подробнее на сайте http://www.encephabol.ru/index.jsp?f=http://www.encephabol.ru/xmlchapter.jsp?id=3862&book=3853&from

Симптомы сенсорной алалии

Нарушено понимание речи. Не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом (действием), что носит название замыкательной акупатии.
При сенсорной алалии часто наблюдается гиперакузия, т.е. повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание бумаги, звук капающей воды и т.д.), что отличает сенсорных алаликов от слабослышащих детей. Может наблюдаться эхолалия. Состояние голоса у слабослышащего и ребенка с сенсорной алалией различно: у слабослышащих голос лишен звучности, звонкости, у детей же с сенсорной алалией голос нормальный, звуки и слова продуцируются с нормальными модуляциями и интонациями.

В чистом виде сенсорная алалия встречается редко. Чаще наблюдается смешанная сенсо-моторная алалия или моторная алалия с сенсорным компонентом.

Задержка психического развития или алалия?

Задержка и алалия различаются. При "простой" задержке развития языка, ребенок, не усвоив правил, соответствующих определенному этапу овладения языком, не переходит к усвоению правил последующего этапа, поскольку предыдущий этап является базой для последующего. Таким образом, при "простой" задержке развития языка реализуется та же программа овладения языком, что и при нормальном онтогенезе, с той лишь разницей, что дети усваивают правила на различных этапах реализации программы с отставанием во времени. При алалии же ребенок, не усвоив правил на определенном этапе, переходит к формированию правил следующего этапа, в результате чего программа на последующем этапе реализуется на патологической основе. Это касается и звукопроизношения и грамматического строя речи, лексического содержания и др. В Вашем случае пока рано говорить об алалии.


Лечение сенсорной алалии

Сенсорная алалия является полной противоположностью моторной: ребенок совершенно не понимает речь людей, но при этом потенциально сохранными, но совершенно бездействующими остаются механизмы активной речи. Многие дети с сенсорной алалией слышат и узнают звуки, издающиеся неживыми предметами, животными, но речь представляет для них бессмысленный шум. Ребенок, не получивший коррекционной помощи, внешне весьма походит на глухонемого: он не реагирует на речь окружающих и не пользуется речью сам.

В начале коррекционной работы такие дети механически повторяют некоторые слова, еще не понимая их смысла. Такое явление называют эхолалией. Логопеду постепенно удается выработать у них связь между словом и смыслом, который оно имеет. После многолетней коррекционной работы специалистам удается сформировать речь настолько, что ребенок может пользоваться ею в общении и неплохо понимает окружающих.

При подобных расстройствах особенно важно как можно раньше, уже на втором году жизни обратиться к логопеду. При позднем обращении (в 5-7 лет) сформировать речь достаточно полноценно не удается.

Причиной сенсорной алалии чаще всего является раннее органическое повреждение тех отделов головного мозга, которые ответственны за различение звуков речи и их связь со смыслом. Такое нарушение речевого развития — тяжелая патология, но даже и в этих случаях ситуация не безнадежна.

www.domotvetov.ru

Мой Логопед - Сенсорная алалия

Сенсорная алалия

это импрессивное расстройство языка

Сенсорная алалия является языковым расстройством и часто сопровождается диспраксией и дисфункцией сенсорной интеграции.

В некоторых исследованиях, где основное внимание уделялось детям с тяжелыми проблемами понимания, возникал вопрос: «Трудности в понимании являются слуховыми или исключительно лингвистическими нарушениями?»

В ряде исследований ключевым моментом стало определение связи между дефектами речи и ненормальным восприятием речи. Несколько исследователей определили и описали разнообразие когнитивных задач, которые вызывают трудности у детей с алалией.

Часто существует разрыв между формированием понимания речи и развитием остальных когнитивных функций. В этом смысле, можно сказать, что сенсорная алалия представляет собой специфическую недостаточность всех необходимых компонентов для полноценного развития языка.

Алалию связывают с патогенетическим процессом, затрагивающим развитие систем мозга, отвечающих за речь и языковые функции.

То есть, имеет смысл рассуждать, что в основе нарушения лежит неспособность ребенка к слуховому и речевому восприятию. Ребенок «обесценивает речь», происходит нарушение когнитивных функций.

В данной статье я выдвигаю предположение, что в основе нарушения в развития языка лежит не способность усваивать его на фонологическом уровне.

Фонема - это абстрактная, функциональная, лингвистическая единица. Она выделяется на функциональной основе. Люди общаются с помощью фонем. Для нас, как для носителей языка, существуют именно фонемы, а не звуки, на изменения которых мы часто не обращаем внимание. Состав фонем и их различия закрепляются в нашем языковом сознании, нашем языковом чутье (компетенции).

Ученый Ноам Хомский определил, что при рождении каждый человек владеет врожденной грамотностью. Наше языковое чутье, которое отражает наше суммарное представление о системной организации языка, реагирует на фонемные изменения, а не на звуковые. Звуков, которые используются в речи, значительно больше, чем фонем. Если меняется состав фонем или их признаков - меняется звуковое чутье. И наоборот.

Звуки возникают на кончике языка (имеют физическую и физиологическую природу), а фонемы формируются в нашей голове (в нашем языковом созна-нии и имеют психическую природу).

Чтобы язык формировался правильно и ребенок мог начать говорить, необходимо фонологически обработать услышанное.

Фонологическая обработка

Это использование звуков своего языка (например, фонем) для обработки устного и письменного языка. Широкая категория фонологической обработки включает в себя фонологическое осознание, фонологическую рабочую память и фонологическое извлечение

Фонологическое сознание

Это осознание человеком фонологической или звуковой структуры слов, способность сознательно анализировать и манипулировать этой структурой. Она включает в себя хранение информации о фонеме во временном, кратковременном хранилище памяти (Wagner & Torgesen, 1987). Эта фонематическая информация затем легко доступна для манипуляций во время фонологических задач. Повторение повтора является одним из примеров задачи фонологической рабочей памяти. Фонологическое сознание применяется, когда манипуляциями с единицами являются фонемы, а не слова, сегменты ранжирования или слоги.

Рабочая память

Это тип памяти, который позволяет сохранять в уме информацию, пока мы с ней работаем. Рабочая память также позволяет комбинировать информацию, полученную от органов восприятия, с долговременной и кратковременной памятью.

Фонологическое извлечение

(Извлечение морфофонологических кодов и преобразование их в слово). Фонологическое извлечение – это возможность вспомнить фонемы, связанные с конкретными графемами, которые можно оценить с помощью быстрых задач именования (например, быстрое написание букв и цифр). Эта способность вспомнить звучание речи на своем языке, также является неотъемлемой частью фонологического сознания.

Все три компонента фонологической обработки важны для производства речи, а также для развития устных и письменных языковых навыков. Поэтому важно и необходимо следить за развитием речи и письменного языка детей с проблемами фонологической обработки.

Таким образом, сенсорную алалию связывают с патогенетическим процессом. Он затрагивает развитие систем мозга, отвечающих за речь и языковые функции - нарушением когнитивных механизмов, необходимых для овладения фонологических представлений.

Отсюда могут вытекать трудности:

  • в понимании речи
  • в понимании того, что означают жесты
  • в определении направлений (туда, там, тут, сюда)
  • в понимании вопросов
  • в идентификации объектов и изображений (может сопровождаться невербальными нарушениями, такими как слабость зрительно-пространственных представлений, конструктивная диспраксия и нечеткое мануальное предпочтение). Некоторые дети с этим подтипом дисфазии развития избегают контакта с другими людьми, что ошибочно интерпретируется как аутизм. После лечения подобное «аутичное» поведение может исчезать.
  • с пониманием порядка слов в предложении
  • с пониманием глаголов и времен глаголов
  • с определением целей или функций языка (например, чтобы получить желаемый объект, нужно задать вопрос маме)

Ниже представлены импрессивные расстройства речи, которые не соответствуют критериям сенсорной алалии и встречаются очень редко. Они описаны Чарльзом Ньокиктьеном.

Слуховая и речевая агнозия

Дети с данными видами нарушений не понимают речь на уровне слов из-за тяжелых (двусторонние нарушения функций коры височных долей) расстройств слухоречевого восприятия (без нарушения восприятия звуков окружающего мира). Они нормально устанавливают глазной̆ контакт, могут использовать жесты и понимают мимическую экспрессию эмоций. Эта форма расстройств развития, ранее известная как «врожденная слуховая невосприимчивость», или «врожденная словесная глухота», встречается редко..

У таких детей отмечаются беспорядочная и бедная речь, проблемы поведения, иногда со стереотипными поведенческими паттернами и сопротивлением изменениям. Все это позволяет в некоторых случаях ошибочно диагностировать аутизм.

Приобретенная форма подобных нарушений наблюдается у детей с синдромом Ландау–Клеффнера – заболеванием, при котором предполагается энцефалопатия височной доли невыясненного генеза. У детей отмечаются эпилептические приступы и характерные паттерны ЭЭГ во время сна.

Редкой формой слуховой агнозии является так называемая корковая глухота – тотальная слуховая агнозия (с врожденным отсутствием слухового восприятия). Подробнее о видах агнозии вы можете прочесть в другой статье.

Оценка ребенка должна точно определять области затруднений. Особое внимание в диагностике стоит уделять реакции на речь. Диагностика может включать:

  • проверку слуха (аудио диалогом), чтобы понять, вызваны ли языковые проблемы нарушением слуха и установить, может ли ребенок обратить внимание на звук (стук, различные неречевые шумы) и на речь (оценка слуховой обработки
  • тестирование понимания языка ребенка (с помощью логопеда) и сравнение результатов с ожидаемым уровнем навыков по возрасту ребенка.
  • диагностика нейропсихолога, чтобы определить когнитивные проблемы (плохая память, произвольное внимание)

Варианты лечения данного расстройства могут включать:

  • Индивидуальную работу с логопедом
  • Групповые занятия в зависимости от того, какая коррекция необходима ребенку
  • Работа с семьей для обучения (чтобы семья могла способствовать развитию языка в домашних условиях)
  • Занятия с психологом при наличии существенных поведенческих проблем

Тщательная диагностика важна для того, чтобы отличить языковое расстройство от других коммуникативных расстройств и других диагнозов, таких как интеллектуальная недостаточность, аутизм и т.д. Проблемы развития могут сначала проявляться как языковые проблемы.

xn--c1accokeocbk.xn--p1ai

| Моторная алалия: симптомы, причины, лечение

Клинические симптомы моторной алалии

Клиника моторной алалии разнообразна и проявляется не только нарушением речевой функции. У некоторых детей отмечается психоневрологическая симптоматика. В каждом случае характер патологии зависит от степени поражения мозга, интеллектуальных способностей ребенка и других факторов. Все вышеперечисленное необходимо учитывать при выборе тактики лечения моторной алалии у детей.

При экспрессивной алалии нарушается звукопроизношение, слоговая структура слов, выстраивание предложений. Воспроизведение и повторение слов или полностью отсутствует, или затруднено. Запас слов ограничен, ребенок применяет лишь обиходные термины.

Специфической чертой моторной алалии является преимущественное использование в лексиконе имен существительных в именительном падеже. Ребенок произносит простые фразы с грамматическими ошибками, плохо запоминает новые слова.

Выраженное нарушение характеризуется отсутствием речи, сохранением лепета и звукоподражания. В таком случае невербальное общение ребенка сопровождается яркой мимикой и жестами.

Не стоит забывать о неречевой симптоматике. У пациентов имеются двигательные нарушения: плохо развита пальцевая моторика, нарушена координация движений, из-за чего отмечаются частые падения. Ребенок не может без помощи взрослых одеваться, в особенности, застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь.

У детей с алалией страдает память, концентрация внимания, эмоционально-волевая сфера. Наблюдается гиперактивность или, наоборот, заторможенность, ограничение подвижности. Детям свойственны быстрая утомляемость и снижение работоспособности в связи с незрелостью нейронов головного мозга.

Первичные интеллектуальные способности не нарушены. Если не заниматься лечением моторной алалии у детей, нарушение речи приводит к вторичному снижению интеллекта. Поэтому так важно проводить своевременную коррекционную работу при моторной алалии.

vishiradugi.ru

симптомы, лечение в домашних условиях, занятия в 3-4 года

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

vseprorebenka.ru

Алалия у детей: симптомы

Новорожденные младенцы разговаривать не умеют, и лишь спустя какое-то время они начинают гулить, потом произносить слоги, каверкать слова. Словом, пока их речь станет более-менее похожей на нашу, пройдет немало времени. Но иногда зрослея, ребенок продолжает либо молчать совсем, либо разговаривать невнятно, что понять его не представляется возможным. Такое состояние называется алалией.

Что такое алалия

Алалия – это своего рода неврологическое заболевание, которое характеризуется патологическим недоразвитием речи у ребенка либо ее полным отсутствием. Болезнь вызывается поражением центров речи в коре головного мозга. Патология определяется системными речевыми нарушениями: изменен фонетико-фонематический, лексико-грамматический строй. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), даже обладая достаточным уровнем интеллекта и слуха, не могут говорить вообще либо обладают скудным словарным запасом.

Некоторые родители путают развитие алалии у ребенка с глухотой и немотой. Эти заболевания хоть и имеют некоторые схожие признаки, но все-таки отличаются друг от друга. Обратите внимание на своего грудного ребенка, позовите его с разной интонацией и проследите его реакцию на ваш голос. Понимает ли кроха вашу речь? Если малыш немного повзрослел, попросите его выполнить простые команды «Дай куклу», «Где мячик?» Такие игры позволят определить, понимает ли ребенок речь взрослого. Если вы обнаружили какие-либо нарушения, обращайтесь к врачу.

Диагностика алалии показывает, что среди заболевших малышей большее количество составляют дети дошкольного возраста (один процент), чуть меньше подвержены заболеванию школьники начальных классов. Из числа больных детей мальчики подвержены болезни в большей степени, чем девочки. Развитие алалии происходит в период внутриутробного развития ребенка, послеродовом периоде и на ранневозрастном (до трех лет) этапе.

Причины алалии у детей

Причинами заболевания являются:

  • механическое травмирование ребенка в утробе матери, при родах;
  • осложненное течение беременности, сопровождающееся сильным токсикозом, хроническими заболеваниями женщины;
  • патологически протекающая беременность с угрозой прерывания;
  • скоротечные, затяжные роды;
  • инфицирование плода, инфекционные болезни новорожденного, матери;
  • наследственный фактор.

К факторам возникновения алалии относят и вмешательство хирургических, акушерских инструментов во время родов. В раннем возрасте болезнь ребенка могут провоцировать заболевания, приводящие к истощению центральной нервной системы. Частые вирусные поражения (грипп, ОРВИ), болезни эндокринной системы, неблагоприятность условий в социуме увеличивают риск недоразвития речи.

Виды алалии

Алалия бывает сенсорной (нарушение восприятия), моторной (нарушение речи) и сенсомоторной (нарушение восприятия и речи).

При нормально сформированной речи характерно достижение головным мозгом или отдельными его участками определенного уровня зрелости. В соответствии с поражением тех или иных речевых центров головного мозга (височная, лобная части) говорят о сенсорной и моторной алалиях.

Центры ответственны за импрессивную форму речи (умение слышать высказывание, понимать его смысл, содержание) и экспрессивную (навыки говорения). Формы речевых нарушений различаются клиникой, проявлением, симптоматикой.

При алалии у ребенка речь самостоятельно не развивается без помощи логопеда. Ребенок может либо вообще молчать либо «разговаривать» на своем собственном вымышленном языке.

Сенсорная алалия: причины

Патология височной области (центра Вернике) является причиной развития сенсорной алалии. Этой корковой зоной регулируется способность воспринимать слышимую речь, различать звуки, понимать сказанное, услышанное. Сенсорную алалию отличают:

  • нарушенное восприятие слышимой речи;
  • отсутствие ее смыслового восприятия.

Слух ребенка при этом обычно не нарушен. Зачастую наблюдается острая реакция больных детей на различные звуки (гиперакузия).

Сенсорная алалия: симптомы

Сенсорная разновидность алалии характеризуется тяжелой формой речевых патологий. Больные дети, слыша речь, практически не воспринимают, не понимают ее. Самостоятельная осмысленная речь невозможна. Ребенок бессмысленно произносит звуки, их сочетания, жестикулирует.

Речь сенсорных алаликов отличается навязчивым повтором звуков и слогов (персеверация), звуковой заменой (парафазия). Дети неосознанно повторяют чужие слова (эхолалия). Также наблюдается объединение отдельных словесных отрезков в одно целое (контаминация).

Сенсорные алалики отличаются повышенной речевой активностью. Но их речевое воспроизведение называют «словесным салатом» (логореей), так как в несвязной речи отсутствует смысл.

Дети с более легкой формой болезни отчасти, по определенному контексту (темпу, словоформам), могут воспринимать звучащую речь. Иногда на помощь приходит «чтение по губам». Для грубой формы заболевания характерно полное непонимание чужой речи. Больные не способны к удержанию внимания, отличаются неустойчивостью слухового восприятия, хаотичностью движений. Тяжелая форма недоразвития речи приводит к торможению процессов памяти, нарушениям психики. Нередко болезнь сопровождается интеллектуальным недоразвитием ребенка.

Моторная алалия: причины

Повреждение лобно-теменного центра Брока приводит к развитию моторной разновидности болезни. Он обеспечивает речедвигательную функцию, ответственную за формирование навыков озвучивания речи. Моторная алалия характеризуется тем, что ребенок может воспринимать чужую речь, понимает ее. Затруднения возникают при самостоятельном воспроизведении речи.

Моторная алалия: симптомы

К первым признакам моторного вида алалии относят неразвитость первичных речевых проявлений, заметных с младенческого возраста. Малыш не умеет гулить, лепет носит характер однотонного произношения звуков. Слоги появляются в речи ребенка только после года, отдельные слова – к трем годам. Если здоровый пятилетний малыш имеет в запасе до полутора тысяч слов, то лексика больного ребенка крайне ограничена. У больных моторной алалией детей обычно громкий голос. Правильно произнося мягкие и звонкие согласные, они затрудняются в верном произношении слов.

Нарушения, связанные с фонематическим восприятием речи, проявляются в замене слов по звуковой схожести. Больные детки часто не могут правильно произнести слово именно из-за перестановки сходно звучащих слогов. Эта особенность мешает правильному лексическому толкованию слова, соотнесению предметов и понятий, смысловому соединению предложений. Ребенок плохо осмысливает заданный ему вопрос и затрудняется в ответе.

Родителям не стоит пугаться, если их кроха, например, вместо слова «доктор» скажет «доткор». Это вовсе не симптомы неврологического заболевания. Однако, если к поступлению в первый класс в речи ребенка останутся «неправильные» слова, лучше показаться на консультацию к логопеду. Возможно, эти признаки не имеют никакого отношения к моторной алалии, но есть смысл поработать над артикуляцией и поставить речь, как положено.

Дети с моторным поражением речи зачастую используют слова в форме именительного падежа, не умеют согласовывать окончания. Отсюда возникают грубые нарушения грамматического строя языка, а впоследствии – даже плохая успеваемость в школе.

Легкая форма расстройства отличается тем, что в целом речь ребенка понятна, несмотря на ее отрывистость и несвязность. При тяжелой форме заболевания наличествует лишь подражание звукам, сопровождаемое вспомогательными жестами, мимикой.

Дети с данной патологией отличаются громким голосом, психической заторможенностью либо гиперактивностью. Моторную алалию распознают также по ограниченности мелкомоторных движений (пальчиками, ручками), неспособности ребенка фокусировать внимание. У детей постарше наблюдаются повышенная утомляемость, нарушение памяти, недоразвитие логического мышления, эмоционально – волевой сферы. Нередко моторная алалия сопровождается неврологическими заболеваниями ребенка.

Лечение детской алалии

Детскую алалию любой формы лечат комплексным методом: медицинское лечение, психологическая и педагогическая коррекция. Для больных детей существуют специализированные дошкольные учреждения, стационары, коррекционные центры, санатории.

Медикаментозная терапия

Медикаментозная терапия проводится с целью стимуляции развития структур головного мозга. Показаны неотропные препараты (Энцефабол, Гаммолон, Цераксон, Когитум, Кортексин), назначающиеся как монотерапия. Оптимальная дозировка, курс лечения определяется лечащим врачом индивидуально для каждого ребенка. С первых дней используется малая доза лекарства, затем ее постепенно увеличивают. Лечение длится от одного до трех месяцев, затем через определенный интервал времени курс повторяется. Лекарственные неотропные средства обычно не имеют побочных эффектов.

Обязательно соблюдение сбалансированного разнообразного рациона детского питания. Рекомендуется употреблять пищу с достаточным количеством белков, углеводов, являющихся строительным материалом организма. Употребление витаминов, минералов способствует укреплению иммунитета. В качестве общеукрепляющей терапии прописывают прием витаминов В12, В15.

Физиотерапия

Детям с диагнозом «Общее речевое недоразвитие» рекомендуется проходить курсы физиотерапии. Хорошие результаты достигаются водолечением. Эта процедура предусматривает химическое, термическое, механическое воздействие водой на организм. Она является иммуностимулирующим, расслабляющим, тонизирующим, общеукрепляющим средством. В качестве вспомогательного лечения применяют также лазеротерапию, магнитотерапию.

Лечение алалии обоих видов рефлексотерапией подразумевает стимуляцию мозговых отделов электрическими импульсами. Процедура проводится путем раздражения рефлексогенных точек на теле. Такая манипуляция активирует рефлекторные нейро – гуморальные механизмы определенных органов.

Педагогическая коррекция

Неотъемлемым элементов для лечения алалии является работа с логопедом. К логопедическим упражнениям относят следующие способы.

  • Языковая гимнастика с неоднократным повторением звуков позволяет добиться правильной работы артикуляционного аппарата и должного воспроизведения звуков
  • Работа с картинками способствует формированию навыков соотнесения изображения с понятием. Ребенок учится называть слова, правильно озвучивать их окончания.
  • Игры по развитию мелкой моторике рекомендуются для развития речевых навыков. Одновременно с лепкой из пластилина, песка, складывания фигурок, несложных конструкций из кубиков дети обучаются новым словам.
  • Проведение логопедического массажа широко практикуется при лечении алалий. Он развивает отдельные мышцы рта, ставит навыки правильного произношения. Ребенок учится управлять мышцами с помощью вытягивания губ, удержания языка у верхнего неба, круговых движений языком.

Лечение недоразвития речи носит длительный характер и должно проводиться в системе. Тогда оно будет иметь положительный результат.

Вместо заключения

Ребенка, страдающего моторной либо сенсорной алалией, важно адаптировать в социуме, чтобы не усугублять сопутствующие болезни и расстройства нервной системы и психики. Рекомендуется посещение специализированных детских учреждений, консультации, лечение у психотерапевта. Коррекционная работа с детьми по развитию речевых умений является сложным и долгим процессом. Родителям следует обратить внимание на развитие и возможные нарушения речи у ребенка с первых месяцев жизни малыша. Чем раньше будет проведено обследование и приняты меры по лечению алалии, тем больше шансов на успех.

childage.ru

Алалия – симптомы, лечение, классификация, сенсорная алалия у детей

Содержание статьи:

Алалия (от др. греч. ἀ – отрицательная частица и λαλιά – речь) — отсутствие либо тяжелое системное недоразвитие речи у детей, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров в период внутриутробного развития или в первые три года жизни. В отличие от афазии, предполагающей утрату ранее сформированных речевых навыков, при алалии речи нет изначально либо речевая функция резко ограничена. В логопедической практике данной патологии соответствует диагноз «общее недоразвитие речи».

Алалия характеризуется отсутствием речи у ребенка без каких-либо физических и умственных отклонений

Ежегодно алалия диагностируется у 1% дошкольников, причем у мальчиков она встречается примерно в два раза чаще, чем у девочек. Благодаря квалифицированной логопедической помощи распространенность алалии у детей среди младших школьников снижается до 0,2–0,6%.

Причины

В свете современных представлений алалия рассматривается как следствие органического поражения речевых зон коры головного мозга, тормозящего развитие молодых нервных клеток на стадии нейробластов. В силу недостаточной функциональной зрелости нейроны в патологически измененных участках мозга отличаются низкой возбудимостью и быстрой истощаемостью, что приводит к инертности нервных процессов. Двусторонний множественный характер поражений коры больших полушарий при алалии ограничивает компенсаторные возможности развития речи.

Повреждение речевых центров головного мозга провоцируется различными факторами. В антенатальный период основную значимость приобретают внутриутробные инфекции, гипоксия плода, гестозы, травмы и хронические заболевания беременной женщины.

Алалия возникает вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга

Осложненное течение беременности с угрозой выкидыша и патологические роды увеличивают риск недоразвития речевых центров и головного мозга в целом. В частности, выявлена положительная корреляция между внутричерепными родовыми травмами и асфиксией новорожденных, преждевременными, скоротечными и затяжными родами, особенно в тех случаях, когда применялись акушерские инструменты. Довольно часто алалия у детей сопровождается рядом других невропатий, указывающих на развитие минимальной мозговой дисфункции.

Кроме того, алалия может быть следствием черепно-мозговой травмы, менингита или энцефалита, а также других заболеваний, протекающих на фоне истощения ЦНС. Частые простудные заболевания, нарушения обмена веществ, операции под общим наркозом, неблагополучная социальная среда, недостаток речевых контактов со значимыми взрослыми и наследственная предрасположенность усугубляют течение алалии.

Формы

В отечественной логопедии принята классификация алалий по В. А. Ковшикову, согласно которой различают моторную и сенсорную формы нарушения речи. В классификации ВОЗ моторной форме алалии соответствует экспрессивная форма, сенсорной – импрессивная.

Сенсорная форма алалии, возникающая на фоне поражения речеслухового анализатора – центра Вернике и его проводящих путей, лишает ребенка способности понимать речь, так как при этом нарушаются функции анализа и синтеза звуков и формирование связей между звуковым образом слова и его значением.

В отсутствие коррекционной работы сенсорная и сенсомоторная алалия может привести к вторичной интеллектуальной недостаточности.

Моторная форма алалии имеет более благоприятный прогноз для развития малыша, так как при этом повреждены речедвигательные структуры, вследствие чего у ребенка даже в отсутствие собственной речи присутствует понимание речи других. В зависимости от локализации патологических изменений выделяют два подвида моторной алалии – афферентную и эфферентную. В первом случае затронуты нижние теменные отделы левого полушария, в результате чего страдает воспроизведение звуков при сохранной способности к артикуляции. Детям трудно различать спорные звуки, из-за чего речь изобилирует заменами и смещениями фонем.

При эфферентной моторной алалии поврежден центр Брока, ответственный за артикуляцию, из-за чего ребенку сложно выполнять артикуляционные движения. Внешне это выражается искажением слоговой структуры слов вплоть до заикания. В силу тесной связи речедвигательного и речеслухового анализаторов часто развивается смешанная форма алалии, при которой одновременно наблюдается сенсорная и моторная симптоматика с преобладанием того или иного компонента.

Симптомы алалии

Первый признак алалии – сильное запаздывание речевых реакций ребенка по сравнению с возрастной нормой. Фразовая речь у детей-алаликов может появиться только к четырем годам, тогда как здоровые дети употребляют связные предложения с 2,5-3 лет. В запущенных случаях дети не говорят до 8-12 лет.

Начиная с 2-3 лет, становятся заметны более поздние симптомы алалии:

  • неправильное произношение звуков;
  • звуковые замены и смещения фонем;
  • нарушение слоговой структуры слов;
  • бедность словарного запаса;
  • нарушение грамматического строя фраз;
  • отсутствие смысловой связности предложений;
  • активное использование мимики и жестов;
  • расстройства внимания и эмоционально-волевой сферы;
  • гиперактивность или заторможенность.
Для алалии характерно неправильное произношение звуков, скудность словарного запаса

Помимо общих симптомов алалии, известны специфические проявления, ассоциированные с повреждением определенных структур мозга. В частности, сенсорная алалия характеризуется довольно высокой речевой активностью детей при выраженной скудости смыслового компонента. Немотивированные повторы чередуются с пропусками отдельных звуков и слогов; при этом ребенок может объединять части разных слов. Дети могут чисто произносить и повторять за взрослыми отдельные слова и звуки, но в их собственных высказываниях нет внутренней логики и смысла. Иногда нехватка фонематического слуха компенсируется навыками чтения по губам.

Некоторым ребятам удается усвоить контекстуальное значение некоторых фраз, но при изменении порядка слов, темпа речи или даже отдельных словоформ понимание высказывания исчезает. Сенсорные алалики не в состоянии критически осмыслить свое речевое поведение и в целом обладают низкой способностью к самоконтролю; многим из них свойственна импульсивность, неорганизованность и дефицит внимания.

Ежегодно алалия диагностируется у 1% дошкольников, причем у мальчиков она встречается примерно в два раза чаще, чем у девочек.

Моторная алалия проявляется иначе: ввиду трудности освоения активного словаря и грамматических структур речевые реакции сильно упрощены. Дети стараются избегать сложных конструкций и тонких артикуляционных дифференцировок, испытывают затруднения с различением и образованием словоформ. В лексиконе преобладают имена существительные, употребляемые преимущественно в именительном падеже, а в самых тяжелых случаях ребенок ограничивается звукоподражаниями и лепетом.

На этапе развития фразовой речи моторные алалики отдают предпочтение простым предложениям. Сложные отношения с грамматикой ограничивают возможность последовательного изложения событий, понимания причинно-следственных связей и выделения приоритетов. Кроме того, моторная алалия у детей сопровождается неврологическими и психологическими проявлениями, к которым относятся:

  • двигательные расстройства;
  • неловкость и дискоординированность движений;
  • недостаточное развитие мелкой моторики;
  • расстройства слухоречевой памяти;
  • речевой негативизм;
  • повышенная утомляемость.
Читайте также:

7 неожиданных признаков высокого интеллекта

Адаптируем малыша к детскому саду

Как помочь ребенку с дисграфией: 8 советов родителям

Диагностика

Алалию следует дифференцировать с дизартрией, задержкой речевого развития, олигофренией и аутизмом. Необходима консультация нескольких специалистов: невролога, детского психолога и логопеда. В обязательном порядке проводится оценка объема слухоречевой памяти и комплексная диагностика речевых функций. В ходе обследования логопед обращает внимание на развитие фонетико-фонематических процессов и артикуляционной моторики, лексико-грамматический строй речи, соответствие уровня развития экспрессивной и импрессивной речи возрастной норме.

Диагностика алалии осуществляется логопедом, неврологом и детским психологом

Для определения характера и степени повреждения речевых центров назначаются инструментальные исследования ЦНС:

При сенсорной алалии в целях исключения тугоухости также потребуется осмотр отоларинголога с проведением отоскопии, аудиометрии и других функциональных исследований слухового аппарата.

Лечение алалии

Системный характер патологии предполагает комплексный подход к коррекции алалии, в который входят медицинские, психологические и педагогические мероприятия, ускоряющие созревание мозговых структур. Тренировка речевых навыков сопровождается медикаментозной терапией и физиотерапевтическими процедурами, такими как транскраниальная электростимуляция, магнитотерапия, электрофорез, лазеротерапия, водолечение и т. д.

Логопедическое лечение алалии предполагает работу не только с речью, но и с психическими функциями – памятью, представлением, концентрацией внимания. При моторной форме уделяется внимание правильной артикуляции звуков, расширению вокабуляра, развитию фразовой и связной речи, освоению грамматики и стимуляции речевой деятельности; хороший эффект дают логопедический массаж и логоритмика.

Для лечения алалии активно применяются физиотерапевтические методики

При сенсорной алалии занятия с логопедом сосредоточиваются на различении речевых и неречевых звуков, выработке навыков распознавания слов и формировании связей между звуковым образом слова и конкретными предметами, явлениями и действиями. По мере развития фонематического слуха добавляются упражнения для обогащения словарного запаса, усвоения грамматики, улучшения понимания фраз и тренировки собственной речи.

Необходимую помощь детям с нарушениями речевого развития оказывают в специализированных детских дошкольных учреждениях и коррекционных центрах.

Во избежание непоправимых последствий для речевого и умственного развития ребенка рекомендуется начать лечение как можно раньше: лучший эффект от терапии достигается в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Профилактика

Для предупреждения алалии важно позаботиться о создании благоприятных условий для развития плода и предотвращения осложнений беременности и родов. Будущая мать должна находиться под постоянным диспансерным наблюдением и добросовестно выполнять все рекомендации врачей, по возможности избегая воздействия повреждающих факторов – травм, инфекций, стрессов, переутомления и т. д. В доречевой период приобретает значение тесный контакт ребенка с матерью и другими членами семьи: звуки человеческой речи способствуют раннему речевому развитию малыша.

Последствия

В отсутствие коррекционной работы сенсорная и сенсомоторная алалия может привести к вторичной интеллектуальной недостаточности. При моторной алалии умственная отсталость развивается редко, однако есть риск столкнуться с дисграфией и дислексией при обучении в школе. Во избежание непоправимых последствий для речевого и умственного развития ребенка рекомендуется начать лечение как можно раньше: лучший эффект от терапии достигается в младшем и среднем дошкольном возрасте.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net


Смотрите также

     
     
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву А Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Б Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву В
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Г Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Д Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Е
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ж Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву З Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву И
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву К Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Л Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву М
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Н Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву О Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву П
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Р Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву С Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Т
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву У Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ф
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ц Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ч Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ш
Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Э Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Ю Лекарственные растения для лечения заболеваний на букву Я
 
Карта сайта, XML.